Вернут ли переплаченные проценты при досрочном погашении кредита
Я постараюсь разобраться в том, о чем говорит решение Верховного суда и чем в действительности оно обернется для российских заемщиков и банков.
В марте Верховный суд рассматривал дело Ирины Шиченко из села Завьялово Алтайского края. В ноябре 2011 года она взяла кредит на 300 тыс. рублей в местном отделении Сбербанка. Он был выдан на 5 лет под 18,2% годовых. По договору заемщица, кроме основной суммы долга, должна была вернуть банку 158,9 тыс. рублей процентов.
Однако, как следует из документов, Шиченко удалось расплатиться досрочно — она погасила кредит за 3 года и 1 месяц. При этом она отдала банку 131,4 тыс. руб. в качестве процентов и посчитала, что заплатила больше, чем нужно. Она отправилась в суд и ее дело в конце концов дошло до очень высокой инстанции.
Стоит обратиться к тексту судебного акта, принятого ВС РФ (определение от 01.03.2016 № 51-КГ15-14) по этому делу. В нем нет правовой позиции, признающей, что при использовании схемы с аннуитетными платежами заемщик всегда переплачивает проценты банку. Верховный суд всего лишь отправил дело на новое рассмотрение и указал нижестоящим судам на необходимость проверить расчеты, представленные заемщиком.
Иными словами, судьи ВС не утверждали, что досрочное погашение кредита, предусматривающего расчеты с использованием аннуитетных платежей, автоматически приводит к переплате процентов.
Необходимо сделать небольшое отступление об экономической природе аннуитетных платежей. Аннуитетный платеж состоит из двух частей — денежных средств для погашения основного долга и денежных средств для погашения процентов. Однако, несмотря на тот факт, что общий размер аннуитетного платежа остается неизменным на протяжении всего срока кредитования, соотношение его частей постоянно меняется. Вначале срока кредитования та часть, которую составляют средства, направляемые на погашение процентов, существенно превышает сумму, идущую в счет погашения основной суммы долга.
Это связано с тем, что на начальных этапах сумма основного долга еще велика, а, следовательно, и сумма процентов за ее использование составляет значительную величину. К концу срока кредитования происходит обратная ситуация — часть аннуитетного платежа, предназначенная для погашения основного долга, превосходит сумму, идущую на погашение процентов.
Неподготовленному человеку может показаться, что на начальных этапах часть денежных средств из аннуитетного платежа идет не только на уплату процентов за текущий период, но и за проценты, которые должны быть начислены в будущем. Однако это арифметическая иллюзия.
Классическая формула для расчета аннуитетных платежей, используемая абсолютным большинством российских банков, базируется на простом правиле: проценты начисляются лишь на текущую задолженность заемщика. Заемщик платит проценты только за истекший период, когда он фактически пользовался соответствующей суммой. На начальных этапах погашения задолженности доля процентов в аннуитетном платеже очень велика.
Ровным счетом ничего не меняется и при досрочном погашении кредита. Поскольку проценты платятся за прошедший временной период и подлежат начислению на сумму непогашенного кредита, существующего на момент досрочного погашения, переплаты не происходит. Заемщик гасит лишь сумму основного долга и сумму процентов, начисленную за тот период, когда он действительно пользовался полученными денежными средствами. Простая арифметика и никакого обмана.
Конечно, заемщик может утверждать, что если бы он сразу взял кредит на более короткий срок (в этом случае общая сумма переплаты была бы меньше), то условия кредитования были бы выгоднее по сравнению с теми, на которые он первоначально согласился.
Но вступая в договорные отношения с банком, заемщик определил интересующий его срок кредитования, а также согласился на предложенную банком процентную ставку и порядок погашения задолженности.
Закон предоставляет заемщику возможность в любое время досрочно погасить кредит, но это отнюдь не означает, что заемщику предоставлено право пересматривать ранее согласованные условия о размере выплат. Это правило является оправданным как по отношению к заемщику, так и по отношению к банку.
Верховный суд отправил дело на новое рассмотрение с целью проверки расчетов заемщика. При новом рассмотрении дела, в удовлетворении иска вновь было отказано. Проверив расчеты, суд не обнаружил, что при досрочном погашении кредита заемщик что-то переплатил.
Данное обстоятельство наглядно свидетельствует о том, что никакой переплаты при досрочном погашении кредита у заемщика не возникает, а возникший слух основан на неправильном понимании механизма аннуитетных платежей, что привело к возникновению неоправданных ожиданий заемщиков.
Нельзя исключать ситуации, что некоторые недобросовестные банки могут пытаться предусмотреть в договоре такие аннуитетные платежи, которые действительно будут предусматривать плату за будущие периоды. В последнем случае, при досрочном погашении кредита переплата действительно возникает, и суд обязан ее вернуть заемщику. Но это гипотетическая ситуация, которая практически никогда не встречается в реальной жизни.