Мифы о России: возможно ли возродить империю
В новом цикле статей для РБК декан экономического факультета МГУ Александр Аузан обсуждает самые распространенные мифы о российской и глобальной экономике и выясняет, что в этих мифах правда, а что — нет.
В истории преобладают две формы существования государств. Одна — национальное государство, вторая — империя, когда разные этнические группы живут в рамках одного государства. И такие империи могут быть вполне дружественными к своим членам, как это было, например, в Римской империи. Все элиты захваченных стран получали права свободных граждан города Рима. Не все население, а именно элиты.
И интересно, что в последнее время конфликты на постсоветском пространстве происходят именно с теми нашими соседями, которые исторически в Российской империи занимали особое положение, и представители элит этих стран были тесно переплетены. Русские аристократы женились на грузинских княжнах, а украинские фамилии вы обнаружите среди царских фаворитов разного времени, так же как и среди нынешних членов правительства и кремлевской администрации.
Конечно, Россия была, остается и останется крупнейшим государством региона. Даже в период спада мы все равно во много раз больше соседних экономик и сильно на них влияем. При этом у нас не очень сильные экономические связи с соседями. Куда сильнее они с Евросоюзом, Китаем и США, потому что эти страны — центры мировой экономики. Основания для того, чтобы говорить об имперском влиянии, есть, если мы под этим понимаем что-то похожее на законы гравитации в астрономии, когда большое тело оказывает большое притяжение. В экономике тоже есть гравитационные модели. При таком взгляде российская девальвация — это гарантия обрушения через некоторое время валют в соседних малых государствах.
Означает ли это, что в том или ином виде российская или советская империя может быть восстановлена? Если мы говорим об общежитии народов, то интеграционная схема вполне возможна.
Чем прекрасен Евросоюз? При многочисленных минусах и высочайшей бюрократизации Евросоюз образовали те государства, которые воевали друг с другом несколько сотен лет: Германия, Франция, Британия, — а потом войны перешли в иные формы геополитической конкуренции. И в результате возникло сообщество, которое с исторической точки зрения может называться империей как общежитие народов, но устроено оно полицентрично.
Может ли восстановиться некое подобное единство на нашем пространстве? Может, но это требует полицентризма. Потому что руссоцентричное объединение вряд ли может быть восстановлено — иначе подействуют силы гравитации. Мы уже сильнее замкнуты на Китай и Европу, чем на Казахстан и Белоруссию, не говоря уж о Таджикистане и Азербайджане. Образование неких сообществ, где влияние российской экономики как основной возможно, но только в случае возникновения системы сдержек и противовесов. До недавнего времени одним из центров в этой системе могла бы быть Украина. Сейчас такая картина кажется маловероятной.
Читайте также другие тексты из серии:
«Чего мы не понимаем в отношениях с Китаем»
«Существует ли мировой заговор против России? »
«Можно ли избавиться от сырьевого проклятия? »
«Есть ли у страны собственные средства на развитие? »
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.