Тенге против нефти: как девальвация казахской валюты повлияет на рубль
Опасное замедление Китая
Девальвация тенге — закономерная реакция денежных властей Казахстана на процессы в мировой экономике. Причиной падения стали, во-первых, набирающий обороты рост экономики США, во-вторых — замедление роста Китая.
Согласно недавнему опросу британского журнала The Economist, проведенному среди экономистов, занятых в финансовом секторе, ожидается, что в 2015 году американская экономика вырастет на 2,4% и на 2,7% в 2016 году. Для сравнения: рост экономики еврозоны оценивается как 1,4% в 2015 году и 1,7% в 2016 году. Норма безработицы в США близка к отметке 5%, что рассматривается как верхняя граница для ее естественного уровня.
Относительно благополучное состояние экономики повышает вероятность, что ФРС США повысит процентные ставки уже в сентябре, а ожидаемое повышение процентных ставок приведет к дальнейшему укреплению доллара. Уже сегодня стоимость доллара США по отношению к основным валютам на 20% превышает уровни годичной давности.
Укрепление доллара заставляет укрепляться другие валюты, которые привязаны к доллару, включая китайский юань. Это, в свою очередь, негативно влияет на экспорт, что на фоне замедления внутреннего спроса для Китая очень нежелательно. Вот почему на прошлой неделе Национальным банком Китая была проведена девальвация китайской валюты.
Темпы роста экономики Китая ожидаются на уровне 6,9% в 2015 году и 6,7% в 2016 году, что существенно ниже предыдущих лет (8–9%). Еще одним последствием замедления роста Китая стало снижение цены на нефть более чем в два раза за последние полтора года. Сыграло свою негативную роль и производство нефти в США.
Дорогой тенге
Казахстан — второй по величине производитель нефти (после России) среди республик бывшего СССР. Как и для России, нефть является для него наиболее важным экспортным товаром, и снижение мировых цен на нефть и другие сырьевые товары заставляет обесцениваться национальную валюту.
В условиях фиксированного обменного курса Национальный банк Казахстана вынужден тратить золотовалютные резервы, для того чтобы покрыть дисбаланс между рыночным спросом и предложением иностранной валюты. С начала 2014 года НБ израсходовал на эти цели $28 млрд резервов, что довольно много.
Для сравнения: на сегодняшний день сумма резервов составляет около $65–70 млрд. Очевидно, что в такой ситуации сохранение привязки тенге к доллару на прежнем уровне не имело бы никакого смысла и рано или поздно привело бы к израсходованию всех резервов.
Дополнительным фактором, который усилил давление на тенге, стали рецессия в российской экономике и двукратное обесценение рубля к доллару. Экономический кризис в России отозвался сокращением спроса на казахский экспорт. Одновременно обесценение рубля к тенге повысило цены на казахские товары в рублевом выражении, сделав их менее конкурентоспособными на российском рынке.
Девальвация юаня, произошедшая на минувшей неделе, сделала казахский экспорт менее привлекательным и для китайских потребителей. Все это вынудило денежные власти Казахстана отпустить тенге в свободное плавание: всего лишь за один день тенге потерял четверть своей стоимости. Официально было объявлено, что НБ Казахстана отказывается от режима фиксированного обменного курса и что объем интервенций на валютном рынке в будущем будет носить ограниченный характер. Денежно-кредитная политика будет сфокусирована на инфляционном таргетировании.
Мирового кризиса не будет
Обесценение юаня будет иметь похожие последствия и для валют других стран, которые экспортируют свои товары в Китай. Под ударом могут оказаться валюты Тайваня и Южной Кореи. От девальвации национальной валюты, как правило, выигрывают экспортеры, из-за того что национальные товары становятся более дешевыми для внешнего мира, а значит — более привлекательными.
Однако у многих стран с нарождающимися рынками внешний долг, как государственный, так и частный, деноминирован в иностранной валюте, например в долларах США. И ослабление национальной валюты по отношению к доллару увеличивает долговое бремя для страны по уже существующему долгу.
Правда, по сравнению с ситуацией во время азиатского кризиса 1997 года многие развивающиеся экономики достаточно хорошо подготовлены к девальвационным шокам. Их центральные банки сумели создать подушку безопасности в виде накопленных золотовалютных резервов. Благодаря этому вероятность, что скачки обменных курсов вызовут финансовый кризис и существенные проблемы в финансовом секторе, как это было в ряде стран во время азиатского кризиса, невелика.
Эффект девальвации тенге на рубль тоже будет ограниченным. Несмотря на внешнеторговые связи между Россией и Казахстаном, доминирующими факторами, определяющими курс рубля, на сегодняшний день являются мировая цена на нефть и так называемый геополитический фактор, связанный с изменением режима внешнеэкономических санкций.
Российский рубль находится в свободном плавании с конца 2014 года. Его курсовая стоимость реагирует на происходящие изменения в реальном режиме времени. Девальвация тенге — это отложенная реакция обменного курса на последовательность событий за последние несколько месяцев, в первую очередь падение мировых цен на нефть. По-видимому, девальвация юаня на прошлой неделе стала последним аргументом в пользу изменения курсовой политики. Цена на нефть будет определять курс обеих валют и в ближайшем будущем.
По оценкам Международного энергетического агентства, в 2016 году ситуация на мировом рынке нефти будет характеризоваться избыточным предложением и запасами, как и в 2015 году, так что цены будут оставаться низкими. В дальнейшем могут произойти сокращение предложения и рост цены за счет того, что часть производителей дорогостоящей и трудноизвлекаемой нефти, которая при сегодняшних ценах нерентабельна, будут сокращать объемы добычи и покидать рынок. Дополнительным фактором увеличения предложения станет поступление иранской нефти на рынок в результате отмены эмбарго.