Баланс возле шахты: что поможет регионам диверсифицировать экономику
Зависимость от одной отрасли и наличие моногородов соответствующей специализации создают риски для устойчивого развития ряда российских регионов. Безусловным приоритетом для таких территорий становится диверсификация экономики, а главным инструментом, позволяющим двигаться в этом направлении, — стратегическое планирование.
Диверсификация — это всегда нетривиальный вызов, и успех во многом зависит от качества стратегических программ. С принятием соответствующего закона в 2014 году стратегическое планирование в России вышло на новый уровень. Он установил общие требования к содержанию документов, а также к последовательности и к порядку их разработки. В качестве одного из основных принципов стратегического планирования в России закреплены согласованность и сбалансированность документов по приоритетам, целям, задачам.
Какая проработка направлений развития экономики требуется региону с отраслевой зависимостью, сегодня хорошо видно на примере Кузбасса. В Кемеровской области находится 24 моногорода угольной или металлургической специализации, в которых проживают 63% населения, а это около 1,7 млн человек.
И в регионе наконец принята программа социально-экономического развития на период до 2024 года, вскоре по ней должны начать поступать средства. Она детализирует достижение стратегических целей развития области на среднесрочную перспективу.
Кузбасс — центр российской угледобычи. По итогам 2019 года вклад области в добычу угля в России составил 57%, в экспорт — 66%. Экономика Кузбасса, в свою очередь, сильно зависит от добычи угля. Вклад угольной отрасли в ВРП в 2019 году оценен в 27%, в доходы регионального бюджета — в 32%, в инвестиции — в 54%, в занятость — в 12%. Такая тесная взаимосвязь ведет к тому, что приоритеты Кузбасса находят отражение в приоритетах угольной отрасли, а состояние угольной отрасли влияет на состояние экономики Кузбасса. Но высокая зависимость Кузбасса от угля ставит регион перед необходимостью диверсификации. Особенно в условиях наметившегося в развитых странах энергоперехода.
Долгосрочная стратегия развития Кемеровской области — Кузбасса на период до 2035 года была утверждена в конце 2018 года, как и предусмотрено законом о стратегическом планировании. Для достижения ее целей была запланирована программа социально-экономического развития на период до 2024 года, но ее утверждение затянулось. Это следует связать с неопределенностью, созданной резким ухудшением конъюнктуры на мировых угольных рынках. За 2019 год цены на энергетические угли упали на 34%, а на металлургические — на 31–32%, а тенденции к их восстановлению наметились только в конце 2020 года. Параллельно ожидалось обновление долгосрочной программы развития угольной промышленности России на период до 2035 года — она была утверждена 13 июня 2020 года, практически сразу после утверждения российской Энергостратегии-2035 (9 июня 2020 года).
В конце 2020 года, была обновлена долгосрочная стратегия Кузбасса — с ориентацией на указ президента России о национальных целях развития до 2030 года. Наконец, 6 марта 2021 года во время визита в область премьер-министра принята программа социально-экономического развития до 2024 года — примечательно, что после совещания по вопросам транспортировки угля.
Обеспечение транспортировки угля — важнейший приоритет как для угольной отрасли России в целом, так и для Кузбасса в частности. Кузбасс значительно удален от портов, и железнодорожная перевозка формирует заметную часть стоимости угольного экспорта. Однако в последнее время на первый план вышла доступность инфраструктуры по восточному направлению перевозок — рост спроса на уголь все более концентрируется в Азии, а существующие мощности БАМа и Транссиба не позволяют вывести запрашиваемые угольщиками объемы. Расширение этих мощностей закреплено Комплексным планом модернизации инфраструктуры, но есть проблемы со сроками синхронизации транспортных и угольных проектов.
В числе других важных стратегических приоритетов угольной отрасли и Кузбасса — дальнейшее наращивание объемов добычи и экспорта угля, повышение его конкурентоспособности, улучшение экологической ситуации в местах добычи и переработки, обеспечение производственной безопасности, социальная поддержка населения. Можно отметить и цифровизацию — как общеэкономический приоритет.
Что же касается диверсификации экономики, в стратегии развития региона ставка сделана на следующие отрасли и направления — развитие аграрно-промышленного комплекса, туризма, отдельных направлений обрабатывающей промышленности. Дополнительно прорабатываются инновационные направления, связанные с угольной промышленностью (например, углехимия). Также отмечена значимость развития образования, что необходимо для перехода людей к новым профессиям, при чем тут важен акцент на инновационные направления как с точки зрения новых возможностей занятости для людей, так и с точки зрения общей конкурентоспособности региона в будущем.
Реализация новой стратегии потребует от Кузбасса опережающего развития отраслей за пределами добычи угля. А в свете усиливающегося климатического и экологического давления на уголь значение диверсификации будет только возрастать.