Рухнет ли экономика Украины в 2015 году?
Спасение возможно
11 марта исполнительный совет Международного валютного фонда одобрил расширенную программу помощи Украине. Это уже десятая программа МВФ для Украины начиная с 1994 года. Ни одна из этих программ до сих пор не была реализована до конца, и вопрос сейчас в том, окажется ли нынешняя инициатива успешнее всех предыдущих.
Одобренная в марте программа значительно более прочная, чем двухлетнее соглашение о кредите стэнд-бай, заключенное год назад. Она предполагает более сильные бюджетные корректировки, в которых Украина отчаянно нуждается. 2 марта Верховная рада Украины приняла серьезные реформы, которые приведут прежде всего к резкому росту цен на энергию и снижению пенсий.
Кроме того, новая программа МВФ рассчитана на четыре года и предполагает более масштабное финансирование. Сам МВФ предоставляет $17,5 млрд, но оценивает общий объем программы в $40 млрд. Значительная часть финансирования будет выделена на начальном этапе, но и значительную часть реформ тоже нужно будет провести в начале программы. Прошлогоднее соглашение требовало слишком незначительных бюджетных корректировок, слишком мало реформ, и финансирования тоже было слишком мало. В этот раз у Украины есть шанс, но и риски велики.
Февральская паника
Стоит заметить, что решение МВФ было принято практически в последний момент. 23–25 февраля на Украине произошел финансовый кризис. Биржевой курс гривны упал (с конца января) с 20 до 40 гривен за доллар. Начался панический шопинг — люди пытались купить что угодно, пока их деньги еще сохраняют какую-то ценность. Инфляция подскочила до 35% годовых.
Эта паника случилась уже после 12 февраля, когда были подписаны новые Минские соглашения и миссия МВФ в Киеве заключила соглашение с украинским правительством. Ни то, ни другое не помогло сдержать панику, которая стихла только после того, когда граждане поняли, что парламент действительно примет требуемые МВФ законы, чтобы финансирование могло поступить.
Паника была спровоцирована тем, что валютные резервы Украины упали ниже допустимого уровня. 1 марта они составили всего $5,6 млрд, что исключало какую-либо стабильность на валютном рынке. Минимально допустимый уровень — $10 млрд, который теперь достигнут благодаря первому траншу МВФ размером $5 млрд. Курс гривны затем вырос почти в два раза, до 22 гривен за доллар, и есть надежда, что он стабилизируется на этом уровне. Правительство и МВФ вели расчеты исходя из курса 21,7 гривны за доллар.
Очень бедная страна
Предыдущая программа помощи МВФ потерпела поражение: ВВП упал на 6,9%, а не на 5%, предсказанных фондом. Главной причиной этого падения стала война в Донбассе. Если забыть о Крыме, то война сократила ВВП Украины примерно на 5%. Промышленное производство, строительство и розничная торговля в Донбассе за 2014 год упали на 40–50%. Эти показатели не учитывают разрушения в результате военных действий — только вызванное ими падение производства. И сегодня Украина стала весьма бедной страной; ее ВВП в текущих долларах — всего $80 млрд.
Может ли Украина справиться с этим кризисом? Это очень тяжелая задача для страны, которая настолько поражена бедностью, даже несмотря на то, что в правительстве появилась группа молодых профессионалов, сплоченность украинской нации выросла из-за войны, и в стране есть весьма активное гражданское общество.
При этом государственное управление остается глубоко коррумпированным и неэффективным. В системе появились новые начальники, но им придется реформировать весь государственный аппарат сверху. Хуже всего ситуация в правоохранительных органах, особенно в прокуратуре и судах, которые, похоже, не в состоянии ни преследовать по закону, ни выносить приговоры в отношении даже самых очевидных преступников эпохи Януковича.
Самая важная реформа — энергетическая; прежде всего речь идет о том, чтобы поднять цены до рыночного уровня, чтобы наконец устранить коррупционную вилку между рыночными и регулируемыми ценами. Во многом это уже сделано. Цены на газ для домохозяйств выросли почти в четыре раза, причем это не вызвало народных протестов. Еще одна важная задача, которая сейчас решается, — это масштабное дерегулирование.
Главные риски
Но рисков много, и они велики. Самые явные из них — война, плохое состояние экономики и ее нереформированность, ограниченное финансирование и вероятные бунты против бедности.
Самый главный риск проистекает из конфликта с Россией. Можно предположить, что намерение Кремля — дестабилизировать Украину настолько, чтобы добиться ее краха. Мало кто представляет, когда и где пророссийские силы снова начнут наступление. Но у этой войны несколько измерений. Украинский экспорт в Россию с 2013 года упал вдвое из-за суровых торговых санкций; в результате общий экспорт Украины сократился на 12%. В декабре 2013 года Россия выдала правительству Януковича кредит на $3 млрд, который Украина обязалась выплатить к декабрю 2015 года; этот долг оказывает значительное давление на экономику. Наконец, «Газпром» выставляет Украине значительно более высокие цены на газ, чем другим странам; в результате Украина минимизировала импорт газа из России, хотя когда-то была крупнейшим покупателем «Газпрома».
Другой риск — бедственное состояние украинской экономики. В прошлом году ВВП упал на 6,9%, но при этом промышленное производство в последнем квартале рухнуло на 15%. Скудная статистика, имеющаяся по январю и февралю, просто ужасна. Розничная торговля рухнула на 21% по отношению к январю-февралю прошлого года. Большая часть банковской системы, по всей видимости, уже обанкротилась, и рекапитализацию банков провести некому, кроме государства. МВФ ожидает, что Украина потратит на это 7,5% ВВП, и банки необходимы, чтобы сохранить саму систему расчетов в экономике.
В этих условиях даже при самой блестящей экономической политике будет крайне трудно восстановить доверие бизнеса. Ожидания МВФ — что ВВП Украины в этом году сократится всего на 5,5% — могут оказаться слишком оптимистичными. Но честно говоря, сейчас никто этого не может знать. В декабре 1998 года МВФ предсказывал, что ВВП России в 1999 году упадет на 8,9%, а он вырос на 6,4%.
Хватит ли денег? А терпения?
Кроме того, Украина получила значительное финансирование, но все равно это лишь необходимый минимум. МВФ надеется, что к концу года резервы Украины достигнут $17 млрд, и намерен выделить в 2015 году еще порядка $5 млрд. Министерству финансов Украины предстоит привлечь дополнительные средства. США, Евросоюз и Всемирный банк в этом году пообещали предоставить примерно по $2 млрд.
Многочисленные двусторонние доноры (правительства и организации), вероятно, смогут выделить дополнительно еще $1,5 млрд. Европейский инвестиционный банк и Европейский банк реконструкции и развития также предоставят в этом году значительные суммы, возможно, до $2 млрд. А также, что несколько неожиданно, оказывается, возможно активировать старую украинско-китайскую сделку по взаимному предоставлению кредитов, в рамках которой Украина может получить $2,4 млрд от Китая. Так, общая сумма кредитов в этом году может достичь более $22 млрд. Но при этом Россия все же может подорвать финансирование Украины.
Международных облигационных инвесторов больше всего привлекает то, что МВФ ожидает «долговых операций» не менее чем на $15 млрд по выпущенным евробондам на $18 млрд. Украинское правительство выбрало инвестиционный банк Lazard Freres для помощи в переговорах с держателями облигаций, которые должны скоро начаться и завершиться до первого отчета о выполнении соглашения с МВФ. Министр финансов Наталья Яресько дала понять, что все долги, включая обязательства по приобретенным Россией евробондам на $3 млрд, будут рассматриваться на одинаковых условиях и что Украина ожидает значительного сокращения тела кредита.
Наконец, вопрос в том, насколько хватит терпения у населения. Пока на Украине превалирует новообретенный патриотизм, но условия существования украинцев ужасны и продолжают ухудшаться. Правительству не удается достаточно быстро справиться с коррупцией, и есть опасность, что люди просто скажут: «С нас хватит!»