«Моя прелесть»: почему ЦБ пора прекращать спекулировать золотом
Своих не бросаем
С 2007 года Банк России приобрел 887,9 т золота, доведя свои запасы до 1288,2 т, что составляет уже 12,7% официальных резервов. Скупка золота производилась в период максимального взлета долларовых цен на золото. Взяв курс на планомерное увеличение запасов золота, Россия вышла по абсолютным запасам золота на шестое место после США и некоторых стран G7, опередив Японию и Швейцарию. Стоит ли идти дальше и конвертировать в золото еще больше резервов, как предлагает академик Сергей Глазьев?
С начала XX века золотой запас воспринимался как защита от глобальной инфляции и непредвиденных крахов рынка. Но сегодня определяющим фактором является доверие к валюте, а не наличие металла в закромах ЦБ. Нет доказательств, что наличие золота помогает дешевле занимать на глобальном долговом рынке или хоть как-то повышает доверие к госполитике.
Чем дальше идет процесс глобализации и свободнее перетекает капитал, а курсы валют становятся более гибкими, тем меньше факторов указывают на необходимость поддержания высокой доли золота в портфеле резервов. К тому же золото исторически имеет отрицательную корреляцию с доходностью основных классов активов, таких как акции и облигации. На практике это значит, что когда индексы акций или облигаций идут вверх, золото теряет в стоимости, и наоборот.
В текущей ситуации, когда инфляция как глобальная проблема неактуальна, а центробанки всего мира опасаются длительного периода застоя в условиях нулевых процентных ставок, Банку России следует пересмотреть свои подходы к формированию резервов. Отказ от покупок золота на внутреннем рынке (у коммерческих банков) может благоприятно сказаться на курсе рубля, о чем недавно писали экономисты Сбербанка.
Но все же, по мнению американских экономистов Бордо и Эйхенгрина, реальными причинами покупок золота со стороны мировых центробанков является поддержка отечественных золотопромышленников. Недаром в России призывы на высшем уровне о продолжении закупок золота звучат, как правило, в Магадане и других золотодобывающих регионах. Там, где это лобби ослабевает, происходит постепенный отказ от накопления золотых резервов. Примером могут быть демократические золотодобывающие страны — Австралия и Канада.
В обход санкций
Еще одной причиной держать золото в резервах может быть опасение относительно статуса доллара как основной мировой резервной валюты. Застраховаться от этого кажущегося сегодня невероятным события теоретически можно как раз за счет опоры на традиционные денежные эквиваленты из драгметаллов. Но насколько реалистичен такой сценарий? Скорее всего, доллар сохранит свои позиции на многие десятилетия, и единственной причиной, по которой мы можем увидеть полноценный крах доллара, может быть мировая война. Правда, США должны еще и проиграть эту войну.
В «геополитическом» контексте накопление золота можно воспринимать как своеобразный сигнал о наличии глобальных амбиций. По мнению американского экономиста Дж. Айзенмана, именно это и есть основная причина накопления золота такими странами, как Китай, Индия и Россия, — так власти этих стран стараются показать, что готовы к противостоянию с мировыми державами.
Совпадение это или нет, но доля золота в резервах ЦБ и объем закупок начали расти в 2007 году — тогда же, когда была произнесена знаменитая мюнхенская речь и был взят курс на позиционирование России как альтернативы однополярному миру, ориентированному на США. Да и идея в необходимости золотых резервов была сформирована в период холодной войны, на фоне противостояния США и Советского Союза.
Как раз с конфронтацией может быть связано последнее из рассматриваемых здесь объяснений, почему ЦБ накапливает золото. Золото остается универсальным платежным средством в периоды наиболее жесткой конфронтации — вспомним период военного коммунизма в Советской России. Другим примером могут быть недавние попытки Ирана расплачиваться металлическим золотом, совершая операции в обход санкций США. Понятно, что есть риск ужесточения санкций, применяемых к России, и сбрасывать эту функцию золота со счетов было бы опрометчиво.
Акции противников
Предположим, конфронтационная повестка дня не возобладает и будет принято решение об ограничении дальнейших закупок золота. Это будет означать, что при росте резервов доля золота будет падать. Продажи золота ЦБ ограничены международными договорами, так что вряд ли мы увидим существенные продажи. Что же может выступить заменой желтому металлу?
Более современной стратегией может быть диверсификация «резервного» портфеля ЦБ в сторону вложения в индексы акций. Сейчас это кажется необычным и рискованным способом вложения резервов, но на самом деле за этим методом будущее. Этим путем уже пошли Китай, Япония и Гонконг, которые приобретали в официальные резервы диверсифицированные биржевые фонды на индекс «домашнего» рынка акций, улучшая свойства инвестиционного портфеля. А заодно поддерживая местный финансовый рынок.
Учитывая небольшой размер отечественного фондового рынка, Центробанку придется идти дальше и строить диверсифицированный портфель, включая туда акции компаний из стран «вероятного противника».