Нарушение принципа: что стоит за «торговой войной» Трампа
3 июня исполнилось 500 дней с начала президентского срока Дональда Трампа. Пока 45-му лидеру США не удалось воплотить в жизнь ряд ключевых предвыборных обещаний, например возвести стену на границе между США и Мексикой и провести через конгресс свою программу развития инфраструктуры. Вместо заявленного «осушения болота», под которым подразумевалось федеральное правительство, получилось наоборот: Вашингтон постоянно сотрясают коррупционные скандалы. Но определенно можно утверждать, что Трамп отверг курс своего предшественника Барака Обамы, а заодно и один из основополагающих принципов Республиканской партии США — принцип свободной торговли.
Производители против
Важно понимать, что у введения с 1 июня импортных пошлин на сталь (25%) и алюминий (10%), от которого пострадают крупнейшие торговые партнеры США — Канада, Мексика и ЕС, нет никакой экономической подоплеки. Поскольку в стране не производят достаточного количества алюминиевой и стальной продукции, а цены на сталь, по данным Торговой палаты США, и так выше на 50%, чем в Европе и Китае, расходы начнут расти в других отраслях промышленности. Неизбежно замедлится рост строительной индустрии. Кроме того, существенная часть производства американских компаний находится в провинции Онтарио, то есть в Канаде, на которую пошлины и наложены. Последствия как для производителей, так и для потребителей еще более усугубятся, когда ЕС и другие страны примут ответные меры и тоже введут пошлины на ряд американских товаров.
Трамп обещает, что от введения новых пошлин выиграют рабочие сталелитейной промышленности. Однако даже они раскритиковали новую торговую политику администрации. «Это решение неприемлемо и ставит под сомнение то, насколько разумно Белый дом планирует и реализует торговую политику», — говорится в заявлении профсоюза работников сталелитейной промышленности.
Наконец, предпринятое Трампом повышение пошлин ставит под угрозу те экономические успехи, которых ему удалось достичь благодаря снижению налогов и резкому упрощению регулирования бизнеса. Со времени его прихода в Белый дом индекс Dow Jones вырос более чем на 4500 пунктов, уровень безработицы снизился до рекордных с апреля 2000 года показателей. Уменьшается безработица и среди тех групп, где она традиционно более высока — афроамериканцев и выходцев из Латинской Америки. Все эти достижения могут быть перечеркнуты из-за новой торговой политики.
Все наоборот
Подавляющее большинство как рядовых граждан США, так и различных политических сил выступают за беспошлинную торговлю. Открыто против подобных мер уже начали высказываться даже отдельные деятели Республиканской партии.
Так почему же Трамп идет на непопулярные и заведомо экономически не оправданные меры? Здесь можно вернуться к тому, с чего мы начали. Трамп очень хорошо знает настроения той группы избирателей, на которую он опирается. Согласно опросам общественного мнения, 85% граждан, считающих себя республиканцами, категорически отвергали политику Обамы. Поэтому существенную часть времени Трамп уделяет отмене того, что его предшественник считал важными достижениями: так, Трамп вышел из Парижского соглашения по климату, способствовал выбору своего ставленника на место судьи Верховного суда, на которое ранее выдвигал претендента Обама, вывел страну из Транстихоокеанского партнерства и международного соглашения по ядерной программе Ирана.
Причем Трамп не только пытается подчеркнуть отказ от политики, которую проводил Обама, но и показать, что у него совсем другой стиль управления. Предыдущий президент был достаточно мягким переговорщиком, старался максимально гибко подходить к работе с иностранными партнерами. Трамп же объявил стратегию America first, которая подразумевает совсем другую риторику — требований, а не диалога. В рамках этой политики вводятся экономические санкции против союзников — просто потому, что они не выполнили моментально требования США. Эти меры поддерживаются сторонниками Трампа, которые негативно относятся к сотрудничеству с другими странами.
Новая идеология
После 500 дней Трамп оказался одним из самых непопулярных президентов США, а число граждан, называющих себя республиканцами, находится на рекордно низком с 2004 года уровне. Но те, кто все же относит себя к сторонникам партии, довольны президентом — среди них уровень его поддержки составляет 87%. Республиканская партия изменила свой имидж, потеряла часть своих сторонников и стала менее конкурентоспособной, зато оставшиеся с ней избиратели очень активны в своей поддержке Трампа.
Другим политикам-республиканцам остается либо поддерживать популистскую риторику Трампа, либо столкнуться с противодействием его активных сторонников. В итоге партии пришлось пойти против основ собственной идеологии — свободного движения капитала и рабочей силы.
Основатели Республиканской партии, появившейся на свет в 1854 году, выступали против рабовладения. При этом ими двигала не столько забота о рабах, сколько стремление нивелировать экономический ущерб, который из-за наличия столь дешевой рабочей силы несли белые рабочие. Когда зарплату раба искусственно держат на нулевом уровне, это приводит к занижению оплаты труда других работников и искажению потоков капитала. Поэтому с момента основания Республиканская партия поддерживала справедливую оплату труда и сбалансированные инвестиции в различные отрасли производства. Партия всегда отстаивала беспошлинную торговлю и ограниченное вмешательство государства в экономику. Теперь от одного из этих принципов пришлось отступить.
В ноябре 2018 года в США пройдут дополнительные выборы в конгресс, и пока прогнозы для республиканцев нерадужные. На партийных праймериз в Республиканской партии могут выиграть популисты, близкие по своей риторике к Трампу. Им будет сложно противостоять более умеренным кандидатам от демократов. О шаткости позиций республиканцев говорят и итоги выборов на позиции, освободившиеся в связи с изменениями в составе конгресса. Например, в декабре 2017 года выборы прошли в лояльной Трампу Алабаме — штате, где предыдущий сенатор-республиканец в 2014 году выиграл у демократа с результатом 63% голосов против 37%. На этот раз сенатором стал демократ.
России нужно очень внимательно следить за предстоящими промежуточными выборами, потому что их результаты важны и для нее. Если республиканцы потеряют большинство в палате представителей (а возможно, что и в сенате), то демократы получат контроль над парламентскими комитетами, которые занимаются расследованиями в отношении президента. В том числе, вероятно, будет ускорено расследование дела о «вмешательстве» России в выборы в США. А в такой атмосфере не стоит рассчитывать на смягчение антироссийских санкций в обозримом будущем.