Три аргумента в пользу импортозамещения
В последнее время на фоне обмена санкциями много говорится о необходимости снижения зависимости России от импорта. Но установка на импортозамещение не нова для нашей страны, в ряде отраслей промышленности оно поощряется уже много лет.
Еще в начале 2011 года, задолго до санкций, правительство приняло разработанное по инициативе Минпромторга постановление №56. Позднее его заменило постановление №1224. В соответствии с ними российские госкомпании оборонно-промышленного комплекса не могут закупать за счет бюджета те импортные товары, аналоги которых выпускаются в России. И это справедливо: с какой стати мы должны тратить деньги наших налогоплательщиков на обеспечение работой граждан других стран? Правильнее потратить их здесь, это послужит созданию новых рабочих мест, поддержит внутренний спрос, загрузит заказами не только производителей конечных изделий, но и предприятия смежных отраслей. Похожий подход практикуется во многих развитых странах.
Но это вовсе не означает, что надо стремиться самостоятельно производить абсолютно все. Есть товары, которые принципиально не существуют на внутренних рынках, потому что никакой внутренний рынок не является достаточно большим, чтобы окупилось производство этих товаров. Например, существуют очень дорогие и суперпроизводительные станки. Один такой станок может полностью обеспечить небольшую страну каким-то изделием за пять смен работы. Следовательно, неразумно покупать такой станок для производства этих изделий только для себя: мы просто не сможем загрузить его работой. Неудивительно, что подобные станки могут быть только у двух-трех компаний в мире, но при этом обеспечивать продукцией в своей нише всю планету.
По данным Strategy Partners Group, российский рынок сейчас и в перспективе 10–20 лет по большинству позиций будет составлять не более 1–3% от мирового. Именно поэтому многие проекты в авиастроении или космосе могут окупиться лишь на глобальном рынке, за счет эффекта масштаба. К сожалению, российским авиакомпаниям много дальнемагистральных самолетов не нужно, поэтому разрабатывать конкурентоспособный авиалайнер такого класса имеет смысл только с прицелом и на другие рынки.
Так как же понять, какие товары нужно стремиться производить самим, в каких отраслях запускать импортозамещение?
На мой взгляд, есть три группы товаров, импортозамещение которых имеет смысл. В первую входят товары, для производства которых у страны уже сейчас есть все необходимое: сырье, комплектующие, технологии, трудовые ресурсы. Как правило, эти товары ранее производились в России, но в силу определенных исторических причин были вытеснены импортом. Надо возвращать их производство, обеспечивая работой своих граждан, создавая добавленную стоимость у себя, экономя на транспортных издержках, наконец. Ведь недаром говорят: за морем телушка – полушка, да рубль перевоз.
В эту первую группу входит и продовольствие, и целый ряд товаров машиностроения, и много чего еще. Это, к примеру, научное оборудование, которое может быть изготовлено для конкретного университета под конкретные опыты. Главное преимущество российских производителей здесь – знание потребностей потребителей. В немассовых нишах российские компании зачастую уже сейчас успешно конкурируют с зарубежными, так как находятся в плотном контакте с заказчиками и могут учесть практически любые их пожелания. Это как с пошивом одежды: костюм, изготовленный простым портным, может по многим критериям проигрывать дорогим костюмам из иностранных магазинов, но будет иметь важное преимущество – идеальную подгонку именно под вашу фигуру.
Во вторую группу продукции, которая могла бы подпасть под импортозамещение, входят те товары, которые пока проигрывают зарубежным аналогам, но которые в обозримом будущем можно сделать глобально конкурентоспособными. Очевидно, что конкурировать с международными корпорациями на мировом рынке национальные компании даже с очень качественным управлением не могут, хотя бы из-за отсутствия сравнимых бюджетов на продвижение своей продукции. Вывести их на глобальный рынок сразу – все равно что выставить на ринг против чемпиона мира по боксу перспективного новичка. Но если на какое-то время защитить их от конкурентов, то можно вырастить мощного глобального игрока. И к таким мерам прибегают практически все страны, даже если декларируют свою приверженность принципам свободной торговли. Положительные примеры есть и в России. К примеру, компания «НТ-МДТ» – производитель атомных микроскопов из Зеленограда – уже экспортировала более 4 тысяч сложных приборов в крупнейшие научные центры Европы, Азии и Северной Америки. Сейчас компания занимает в своей нише 30% мирового рынка.
И третья группа – это товары, влияющие на суверенитет страны, в частности, средства обороны. Закупать их за рубежом, даже из очень надежного источника, небезопасно. В 2011 году Россия заказала у Франции два вертолетоносца «Мистраль», думая, что это надежный, не зависящий от политиков, поставщик. Но в начале сентября в связи с событиями на юго-востоке Украины Париж приостановил поставку России первого «Мистраля». Получается, что ни один зарубежный источник не может считаться абсолютно надежным.
Подчеркну: если импортозамещение в первых двух группах товаров экономически целесообразно, то в третьей группе критерий экономической целесообразности отходит на второй план, главное тут – миссия, цель. И именно поэтому в этой группе будет острая конкуренция, каждый производитель будет рад войти в нее, чтобы получить госзаказ, получить гарантированный сбыт.
Все три группы могут пересекаться. Скажем, антивирусный софт Лаборатории Касперского, который одновременно успешно продается на местных рынках, конкурирует с зарубежными аналогами и, будучи установленным на серверах госведомств, обеспечивает суверенитет.
Но даже если мы верно определим все три группы, это еще не гарантирует того, что процесс импортозамещения будет безупречным. Могут возникать различные сложности, связанные с недостатком технологий, качеством инфраструктуры, квалификацией персонала и т.д. Если мы решили создать продукт, аналогичный тому, что раньше покупали за рубежом, надо быть полностью уверенным, что мы сможем купить для него все необходимые компоненты и что есть квалифицированные специалисты, которые смогут соединить их в сложное изделие.
Конечно, в случае снижения зависимости нашей страны от зарубежных поставок одних изделий или комплектующих, нельзя исключать дополнительных санкций, которые затруднят нам закупку других. Это значит, что состав трех описанных выше групп будет постоянно меняться.
Но даже во времена жесточайшего противостояния советской и западной систем экономическое взаимодействие между ними было довольно активным. США даже покупали у СССР титан для своих военных самолетов. Надеюсь, что в этот раз дело не дойдет до уровня конфронтации времен холодной войны, но убежден, что и в этом случае Россия не окажется в полной экономической изоляции.