Как обвал туроператоров вызвал бум на рынке онлайн-трэвел
Новая эра
Даже во время кризисной паники, когда инвестиционные капиталы хлынули вон из российской экономики, в заголовках российских СМИ начали появляться радужные новости для российского рынка онлайн-трэвел. В начале марта проект OneTwoTrip привлек $8 млн от Goldman Sachs. Не прошло и недели, как о привлечении инвестиционного транша объемом $5 млн от MCI Management объявил Oktogo. В апреле группа Qiwi заявила о планах инвестировать в несколько travel-стартапов в рамках нового направления Qiwi-travel.
С учетом апокалиптических настроений эти новости стали лучом надежды для всех участников рынка. И хотя уже с начала 2013 года главы крупнейших российских онлайн-трэвел агентств (ОТА) в один голос заявляли, что на рынке больше места нет и началась фаза жесткой конкуренции, новые инвестиционные раунды, даже в условиях «экономической турбулентности», говорят о другом. Что ждет нас в 2015 году?
Кризисные конвульсии начались в российском туризме еще летом 2014 года. После крупных банкротств туроператоров рынок столкнулся со значительным кризисом доверия, и туристы воспользовались единственной альтернативой — начали бронировать путешествия самостоятельно в обход туроператоров. Впрочем, сыграли роль и более фундаментальные процессы: упрощение и распространение цифровых технологий и услуг онлайн-платежей, что ведет к изменению традиционных форматов бизнеса во всех отраслях.
До лета 2014 года доля онлайн-трэвел не превышала 20% российского рынка. Но рост турпакетного сегмента составлял лишь 12%, а вот онлайн-трэвел увеличивался почти в 3 раза быстрее, на 33% в год. Самую острую пока что фазу кризиса — зиму 2015 года — онлайн-трэвел пережил с небольшим ростом, в то время как сегмент туроператоров потерял 30–40%.
Но главное — перспективы. Доля сегмента самостоятельных путешествий в США составляет 60%, в Европе, от страны к стране, — 30–50% (а в Великобритании и на Скандинавском полуострове — 70–80%), даже в Индии — 30%. Так что поле для развития в России еще очень велико. В опубликованном еще в начале 2010-х исследовании GDS Amadeus предвещал, что полюса на туристическом мировом рынке перевернутся: туроперейтинг из мейнстрима станет нишевым продуктом, а OTA-сегмент займет его место. Все больше и больше данных подтверждают начало этой новой эры и в России.
Ставка на старичков
Где же точки дальнейшего роста российского онлайн-трэвел? Рост за счет количества новых интернет-пользователей практически исчерпан; по расчетам DataInsight, при рублевом росте рынка OTA на 40% в 2014 году скорость проникновения интернета не превысила 7% (данные GFK Rus). Ключевая аудитория для индустрии онлайн-трэвел — уже достаточно опытные интернет-пользователи, которые ни разу не пользовались такими услугами, а их, подсчитали в DataInsight, 70%.
«Вероятность покупки билетов (или бронирования гостиницы) в онлайне зависит от стажа пользователей, и в этом главный потенциал роста рынка онлайн-трэвел. «Интернет-новички» составляют только четверть онлайн-покупок туристических услуг. У опытных интернет-пользователей более половины покупок — онлайновые, основной рост рынка онлайн-продаж идет за счет вовлечения тех, кто подключился к интернету от 3 до 5 лет назад», — говорится в исследовании. А таковых — большинство.
Интерес к онлайн-трэвел рынку иностранные и отечественные инвесторы, судя по всему, не потеряли, щупая локальное «дно». Несмотря на кризис, особенно явственно проявляющийся в российской индустрии туризма, онлайн-сегмент продолжает привлекать инвесторов. Особенность туризма заключается в его низкой инертности: если недвижимость или автомобильная отрасль медленно входят и так же медленно выходят из экономических трендов, то туризм намного динамичнее. Он первым почувствовал наступление стагнации, но и первым, скорее всего, выйдет из нее. Так, уже в майские праздники 2015 года объем продаж нашего агентства Biletix увеличился на 137% по сравнению с прошлым годом.
Ветер с Запада
Но грамотного инвестора чаще всего интересуют не столько обещания и прогнозы, сколько реальные риски. Их несколько, и прежде всего — рост конкуренции. Поставщики делают все возможное, чтобы продавать напрямую и вытеснить промежуточные звенья в цепи продаж. Так, в начале прошлого года большинство авиакомпаний отказались от комиссионной модели партнерства в пользу бонусной (выплаты за определенный объем продаж). А это означает, что пространство для работы остается только для самых крупных игроков. Еще хуже обстоит дело с новичками: в традиционных сегментах онлайнового туристического рынка, включая авиаперелеты и отели, места заняты, и надо обладать сверхинновационной идеей, чтобы выстрелить. Но для инвесторов такие проекты — кот в мешке.
Вторая категория рисков происходит с Запада, где обосновалось большинство крупнейших мировых игроков. С приходом в Россию они — как в случае с Booking.com или Airbnb, — могут нахрапом отхватить значимую долю рынка.
Кризис для индустрии онлайн-трэвел стал и «кнутом», и «пряником». Конечно, при падении потребительских настроений вряд ли кто-то в B2C-сегменте, к которому относится и OTA-индустрия, чувствовал себя спокойно. С другой стороны, кризис подарил игрокам рынка онлайн-трэвел 20–25% вчерашних клиентов туроператоров. Благодаря своей технологичности эти игроки смогли быстрее адаптироваться к новым реалиям, быстро корректируя свои маркетинговые стратегии под ориентацию рынка на внутренний туризм. Поэтому сегодня онлайн-трэвел в России — довольно перспективный рынок. Локальное «дно» — благоприятная точка для инвестиционного входа.