Periscope и другие: что может дать бизнесу популярность «стриминга»
Официальная история Periscope начинается в Стамбуле в 2014 году, во время массовых волнений. Будущий основатель сервиса Кейвон Бейкпур шел по охваченному беспорядками городу, видел людей со смартфонами и понимал, что Twitter явно недостаточен для передачи всего происходящего. Лучше один раз увидеть, чем сто раз прочитать. Пусть похожая идея почти одновременно пришла нескольким другим предпринимателям и Periscope не стал первым. Зато история про революционный Стамбул показывает всю суть «стриминга»: ни один вид коммуникации не передает эмоции ярче и правдивее прямой трансляции.
Нам ближе пример из российской действительности. Незадолго до наступления 2016 года у компании «Роснано» с размахом прошел корпоратив, который открылся необычным заявлением главы госкомпании Анатолия Чубайса. «У нас очень много денег! — сообщил собравшимся Чубайс. — Их просто вот совсем много!» В этот момент его снимали на смартфон. Хоть это и не была прямая трансляция и видео было выложено на YouTube, но сделано это было, что называется, по горячим следам. Учитывая не очень удачную экономическую ситуацию в стране, чувство причастности к происходящему охватило многих. Главе «Роснано» пришлось объясняться и уверять, что шикарный корпоратив оплачен из личных средств топ-менеджеров.
Слава важнее денег
Смартфоны, способные снимать видео высокого качества, появились, наверное, около пяти лет назад. Сети LTE для передачи этого видео в онлайн-режиме были запущены примерно в то же время (по крайней мере в России это случилось в начале 2011 года). Но осознание того, что на стыке этих технологий возникнет новый модный тренд, пришло совсем недавно. Первым популярным сервисом для «стриминга» стал Meercat, запустившийся в феврале 2015 года для пользователей Twitter. Чуть позже сам Twitter сделал сервис Periscope. После него Facebook запустил Facebook Live. В России появился сервис Projector, завязанный на аккаунт в социальной сети «ВКонтакте». Свой собственный сервис для съемки и передачи потокового видео тестируют «Одноклассники». Происходит настоящий бум «стриминговых» приложений.
Все популярные сервисы строились на какой-нибудь психологической потребности. Facebook появился, потому что студентам хотелось рассматривать фотографии девушек и оценивать их. Сервисы видеотрансляций культивируют нарциссизм, которым как раз отличаются представители «поколения миллениалс», как называют тех, кто родился после 2000 года. Универсальной валютой становятся не деньги, а лайки. Слава важнее денег для нового поколения, а сервисы типа Periscope стали коротким мостиком к этой славе. Вот и причина внезапной популярности потокового видео.
Почему «поколение миллениалс» не ограничилось YouTube? Там уже есть свои звезды — Ивангай, Катя Клэп и другие молодые видеоблогеры с миллионами подписчиков, а в Periscope таких звезд пока нет — это непаханое поле. Ну, а кроме того, течение времени ускоряется, и молодым людям интересно только то, что происходит прямо сейчас. У зрителя нет живой связи с блогером, который неделю назад выложил ролик на YouTube, — скорее всего, он уже не ответит на комментарий, а в случае с трансляцией можно влиять на контент.
Прямой эфир
Мне кажется, видео — неважно, потоковое или нет, — рано или поздно победит текст. Наше поколение читало много книг, и поэтому во времена развития интернета получили популярность чаты и сервисы для блогов типа Livejournal. Но у нового поколения нет привычки ни читать, ни писать длинные тексты. Есть привычка писать в мессенджеры короткие сообщения с большим количеством картинок и эмодзи или снимать и смотреть видео. В сфере образования сейчас пользуются популярностью видео, где люди преподают программирование, рассказывая что-то на камеру. Я бы не смог такое переварить никогда в жизни — мне нужно прочитать, а ребенок посмотрит и напишет программу. Старшему поколению трудно это признать, но на самом деле видео — более естественный для человека способ обмена контентом. Показать — гораздо проще, чем написать.
Тысячи детей и подростков, которые время от времени начинают дурачиться где-нибудь в кафе и включают трансляцию, получают свою сотню зрителей и ощущают себя мини-звездами. Из настоящих звезд в российском топе Periscope пока в основном блогеры, журналисты, модели и несколько поп-исполнителей — к примеру, Баста и Дима Билан. Похожий состав и в мировом топе. Кстати, третий по популярности аккаунт Meerkat принадлежит телеканалу SwedishFood TV, и тема еды по непонятной причине вообще популярна в сервисах видеотрансляций. В Корее есть целое направление видеоблогов, которое называется mukbang, когда люди в прямом эфире демонстрируют, как они едят. Авторами первых подобных постов были одинокие люди, которым не с кем сходить на обед, но со временем все превратилось в фетиш. Так называемые mukbang-блогеры облюбовали площадку для Afreeca TV, где есть целый раздел, посвященный трансляциям и видео людей за едой. Тысячи интернет-пользователей присоединяются к трансляции, где просто сидит девушка в кафе и обедает, и смотрят на нее для того, чтобы скрасить одиночество, и не потому что она звезда, а потому что обедает она красиво.
Удержать внимание
Бизнес пока еще не распробовал сервисы трансляций, компании используют их эпизодически. Adidas демонстрировал в Periscope подписание футболистом Джеймсом Родригесом контракта на продление сотрудничества с брендом. General Electric показывал дискуссию ученых на популярном радиошоу о науке StarTalk Radio. Из российских компаний я могу назвать пока лишь один пример — сервисом онлайн-трансляций пользовался «1С-Битрикс». Сотрудница компании ходила по офису накануне важной презентации и транслировала в Facebook Live, как они к ней готовятся — сидят ночью в офисе и работают.
Между тем сервисы видеотрансляций готовят настоящий переворот в маркетинге. В корпоративном мире ценят эмоциональное продвижение — посмотрите, с каким энтузиазмом компании вложились в проект «Кидзания». Так что рано или поздно весь бизнес окажется в сервисах видеотрансляций, как в свое время он оказался в социальных сетях. Даже крупным корпорациям от нового тренда уже никуда не деться. Вот увидите, скоро Герман Греф будет выходить в мобильное приложение и в прямом эфире рассказывать что-нибудь клиентам Сбербанка. Ну или, может быть, менеджеры «Мираторга» в прямом эфире покажут, как готовить мясо.
Сейчас на потребителей обрушивается столько рекламной информации, что владельцы брендов вынуждены бороться не просто за внимание людей, а за длительность контакта с аудиторией. Можно снять гениальную телерекламу на полминуты или сделать отличное вирусное видео на три минуты. Но даже если их посмотрят миллионы, время контакта с видео будет очень ограниченным. Онлайн-трансляции — совсем другое дело. Они дают ощущение реальности происходящего и надолго приковывают внимание. Это, пожалуй, самый главный аргумент, чтобы использовать «стриминговые» сервисы в маркетинге.
После распространения социальных сетей появилось много агентств, которые ведут корпоративные блоги. Так называемый SMM компании доверили вести профессионалам, ведь так было проще: заплатил деньги — и тема закрыта. Но вот отдать онлайн-трансляции на откуп агентству будет уже посложнее, и этим видом маркетинга, вероятно, придется заниматься сотрудникам компаний.
Одним из навыков руководителя станет умение показывать себя в Periscope — собирать лайки от школьников и в онлайн-режиме реагировать на комментарии обычных людей. Возможно, в компаниях станут даже заводить новые громкие должности вроде Chief executive live video blogger. Как показал пример «Роснано», профессия будет непростая и ответственная.
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.