Перейти к основному контенту
Дискуссионный клуб ,  
0 
Вадим Прасов

Нулевая ставка: какой налог спасет отельный бизнес

Фото: Руслан Шамуков / ТАСС
Фото: Руслан Шамуков / ТАСС

В России 26 марта подписан федеральный закон № 67-ФЗ, вносящий в Налоговый кодекс ряд изменений, направленных на антикризисную поддержку бизнеса. Одной из мер выступает долгожданное обнуление ставки НДС для гостиниц и других средств размещения (сейчас она составляет 20%). Для уже работающих гостиниц нулевая ставка НДС будет действовать до 30 июня 2027 года, пять лет. Для новых и прошедших реновацию объектов — 20 налоговых периодов, то есть пять лет с момента ввода в эксплуатацию.

Это решение давно назрело, особенно на фоне налоговых режимов тех стран, где туризм вносит существенный вклад в ВВП, например ОАЭ, Израиля и Сингапура (НДС для отелей — 0%), Евросоюза (от 5 до 8%) или Китая (9%). Размер ставки напрямую влияет на стоимость номеров в отелях и конкурентоспособность той или иной страны в битве за туриста.

В какой степени эта мера затронет гостиничный бизнес в России?

Не обладая достоверными данным за 2020–2021 годы, могу, тем не менее, предположить, что из общего числа гостиниц и иных средств размещения плательщиками НДС выступают 12–14% предприятий. В общем объеме гостиниц их доля выглядит довольно скромно, но это порядка 40–50% от всего номерного фонда в стране. Расхождение связано с тем, что в России традиционно велико число малых отелей, в которых 20 до 50 номеров, и в подавляющем большинстве случаев они и так не платили НДС, применяя упрощенную систему налогообложения (УСН).

При этом с точки зрения развития гостиничного рынка и, соответственно, туристического потенциала необходимо увеличивать количество отелей с крупным номерным фондом, поскольку выстраивание бизнес-процессов и сервиса в них выглядит наиболее логичным и современным, а они могут принимать не только индивидуальных путешественников, но и туристические группы или деловые события.

Почему введение нулевой ставки НДС для отелей так важно?

Не секрет, что в средствах размещения практически 100% добавленной стоимости формируется внутри организации, поэтому НДС для отелей фактически считается налогом с оборота, притом по очень высокой ставке. Попытки снизить или обнулить его предпринимались на протяжении как минимум последних десяти лет, и каждый раз инициатива наталкивалась на отрицательный отзыв Минфина. Необходимость пересмотра ставки стала особенно актуальной во время пандемии, когда отели — плательщики НДС, по сути, выпали из комплекса мер поддержки на фоне падения рынка.

Очевидно также, что 2020 и 2021 годы для городских гостиниц были нелегкими, поэтому введение нулевого НДС позволит несколько улучшить финансовую ситуацию средних и крупных отелей. При закрытых границах и почти нулевом въездном потоке средства размещения во многих городах работают почти исключительно на командировочных гостей. Соответственно, уровень текущей загрузки во многих городских региональных отелях — 40–50%, в Москве — 50–60%, в Санкт-Петербурге — 30–40%. Можно ожидать новых туристических потоков в Россию — с Ближнего Востока, из Юго-Восточной Азии и Латинской Америки, — но до перенастройки системы пройдет минимум от трех месяцев до года, поэтому снижение налоговой нагрузки необходимо именно сейчас.

Для потребителей введение нулевого НДС — хорошо, поскольку у тех отелей, что сейчас платят этот налог, появится потенциальная возможность снизить или хотя бы не повышать цены на фоне подорожания материалов и продуктов питания.

Одновременно можно констатировать, что при тяжелой ситуации с туризмом в городах России спрос на курортных и загородных направлениях с учетом закрытых границ стал ажиотажным. Нулевая ставка НДС не может снять обусловленного этим фактором роста цен, но в ситуации умеренного спроса вполне способна зафиксировать или даже снизить цены. На курортном и загородном направлениях прежде всего сегмент «две-три звезды» при обнулении НДС сможет удерживать цены и даже немного их снизить. Это важно, поскольку клиенты таких отелей — граждане с невысокими доходами.

Достаточна ли принятая мера?

Для отеля обнуление НДС на услуги проживания — это только половина дела (особенно в ситуации введенного недавно нулевого НДС для ресторанов, поскольку питание в отеле — большая и важная составляющая его работы). Нынешняя формулировка закона оговаривает только проживание и не включает услуги не только питания, но и организации конференций, SPA, автостоянки, которые может предоставлять отель. Уверен, что следующим этапом поддержки гостиничного бизнеса должно стать распространение нулевого НДС на перечисленные услуги. Федерация рестораторов и отельеров ведет об этом предметный диалог с органами законодательной и исполнительной власти.

По средней заработной плате сотрудников гостиничный бизнес занимает 47-е место среди 49 отраслей, что со всей очевидностью говорит о необходимости либо налогового маневра, либо как минимум пересмотра ставки ЕСН для всех предприятий отрасли (и малых, и средних, и крупных) до уровня 7,6%, поскольку в целом в гостиничном бизнесе доля затрат на фонд оплаты труда составляет 25–50% от всех: совершенно очевидно, что рост фонда оплаты труда (необходимый в текущей инфляции) не может быть связан с внутренними резервами предприятий — их, по сути, нет.

Привлечет ли обнуление НДС новых инвесторов в гостиничную отрасль?

Хочется верить, что в разрезе инвестиционных бюджетов ситуация с ростом цен на импортные материалы и оборудование несколько стабилизируется параллельно с укреплением курса рубля и переориентации на новые каналы ввоза импорта. Пока же доля импортных материалов при строительстве отелей — 50–60%.

А с учетом того, что сроки окупаемости инвестиционных проектов в гостиничном бизнесе составляют не менее 12 лет, логичным выглядит принятие нулевого НДС не на пятилетнем, а на более долгосрочном горизонте.

Об авторе
Вадим Прасов Вадим Прасов Вице-президент Федерации рестораторов и отельеров России
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.
Теги
Видео недоступно при нулевом балансе


 

Лента новостей
Курс евро на 23 ноября
EUR ЦБ: 107,43 (+1,35)
Инвестиции, 22 ноя, 17:36
Курс доллара на 23 ноября
USD ЦБ: 102,58 (+1,9)
Инвестиции, 22 ноя, 17:36
«Фокус» рассказал о проблемах с запросами Украины на системы THAADПолитика, 16:22
Путин обсудил с Эрдоганом экономическое сотрудничествоПолитика, 16:16
Генеративный BI в «Навигаторе»: искусственный интеллект для бизнесаРБК и СберАналитика, 16:10
На Украине зафиксировали волну диверсий против силовиковПолитика, 16:09
Почему в Индии делают ставку на железную дорогуОтрасли, 15:43
Фигуристка Горбачева впервые в карьере выиграла этап Гран-при РоссииСпорт, 15:40
Рогов заявил о начале боев за село Белогорье в Запорожской областиПолитика, 15:39
Онлайн-курс Digital MBA от РБК Pro
Объединили экспертизу профессоров MBA из Гарварда, MIT, INSEAD и опыт передовых ИТ-компаний
Оставить заявку
Путин назвал обращение про «Орешник» ясным и понятнымПолитика, 15:36
Посол рассказал, каким решением Турция помогла обороне УкраиныПолитика, 15:33
Песков заявил, что Украина понимает риски получения «грязных бомб»Политика, 15:27
Как удержать таланты с помощью технологийРБК и Битрикс24, 15:03
Борьба за соискателей: как кадровые центры помогают работодателямНациональные проекты, 14:55
Неизвестный открыл стрельбу на улице в Саратовской областиОбщество, 14:47
WSJ назвала объекты в Ростовской области потенциальной целью для ATACMSПолитика, 14:45