Сергей Глазьев – РБК: «У Украины нет никакого будущего»
– Ответственность за военный конфликт на Украине вы возлагаете на США. Значит ли это, что переговоры об урегулировании следует вести с Вашингтоном, а не Киевом?
– Источник всей войны на Украине, государственного переворота и нынешней военной операции — это Вашингтон. Оттуда исходят команды и финансирование. Американцы напрямую командуют не только [президентом Украины Петром] Порошенко, под их управлением находится [днепропетровский губернатор, бизнесмен Игорь] Коломойский, [председатель Верховной рады Александр] Турчинов, [премьер-министр Арсений] Яценюк, [председатель СБУ Валентин] Наливайченко и [министр обороны Валерий] Гелетей. Они выполняют указания не Порошенко, а американского посла. Но от переговоров США надо изолировать — у них стратегия развязывания мировой войны, развязать ее без согласия европейских стран — членов НАТО невозможно, поэтому нужно работать с европейцами. Я считаю, что в Минске достигнут большой прорыв в том смысле, что впервые не было американцев, что дает шанс договориться.
– В Минске также было решено продолжить консультации в формате Европейский союз – Украина – Таможенный союз. При этом Киев заявляет, что не намерен менять ни строчки в соглашении об ассоциации и создании зоны свободной торговли с ЕС. Можно ли в такой ситуации найти решение?
– Да они его и не читали, соглашение. Порошенко читал, но невнимательно, поэтому и не собирается ничего менять. Когда мы вели консультации с предыдущим правительством, выяснилось, что ни один из министров его не читал. Переговоры вел [уполномоченный по вопросам евроинтеграции Валерий] Пятницкий, получавший зарплату напрямую от Евросоюза, и фактически от лица Украины в качестве переговорной делегации работали проевропейские, проамериканские эксперты.
– Почему все же соглашение невыгодно Украине?
– Украинское соглашение – это тысяча страниц текста: треть – о переходе украинской промышленности на европейские стандарты, что является приговором украинской промышленности. Второй большой блок – вопросы госзакупок и таможенного регулирования и блок торговой политики, где Украина берет на себя обязательства снять пошлины с европейских товаров – на 80% товаров пошлины обнуляются после введения в силу соглашения.
– Президент России сказал, что возможный ущерб для российской экономики составит 100 млрд руб.
– Это оценка того влияния ужесточения конкуренции на украинском рынке со стороны европейских товаров, которое повлечет за собой переток украинских товаров на российский рынок, и это минимальная оценка.
– Каким вы видите будущее устройство Украины?
– Думаю, у Украины нет никакого будущего. Порошенко ведет страну к гибели. Кто выживет, пока сказать невозможно. Пока выжил Крым, потому что присоединился к России. Надеемся, что выживет Донбасс.
– Донбасс выживет за счет присоединения к России?
– Донбасс выживет потому, что у него положительный торговый баланс.
– Но ведь сейчас предприятия не работают…
– Конечно, когда они заработают… Не надо забывать, что Донбасс — главный регион, дававший Украине валютную выручку. Все сверхпотребление Киева строилось за счет сверхэксплуатации Донбасса.
– Почему Россия не признала независимость ДНР, когда они обратились с такой просьбой?
– Российское руководство руководствуется нормами международного права, а они предполагают многостороннее признание. К тому же Россия как основатель Евразийского экономического союза не может принимать такие решения без согласования с партнерами.