Бывший вице-президент «Башнефти» – РБК: «Интересно сделать все с нуля»
— Какие задачи перед вами поставлены в группе «Новый поток»? По сравнению с «Башнефтью», наверное, уровень задач совсем другой? «Башнефть» добывает более 20 млн т, а у «Нового потока» пока только три лицензии на добычу нефти в Оренбургской области. (Эти лицензии компания получила в 2015 году. — РБК)
— Да. Но по сравнению с «Роснефтью» [задачи] в «Башнефти» тоже были другими (до прихода в «Башнефть», в 2005–2010 годах, Ставский был вице-президентом «Роснефти» по добыче. — РБК).
— Но это не значит, что вы идете по наклонной?
— Нет, совершенно нет. Это другого качества проект, интересно сделать все с нуля [в области добычи]. Здесь [в группе «Новый поток»] уже есть нефтеперерабатывающий сегмент [а добычи — нет]. У меня в «Башнефти» была цель, я ее себе сам поставил, чтобы объем добычи соответствовал переработке. Когда мы пришли [в «Башнефть» в 2011 году], добыча была меньше 11 млн т, переработка — 21 млн т. Я планировал, что в «Башнефти» удастся достигнуть соответствия добычи и переработки на уровне 25 млн т года через два. Но получилось так, что переработки уменьшили и по итогам прошлого года [2016 года] сравняли с добычей.
В «Новом потоке», возможно, будет какое-то расширение запасов [нефти], если появятся какие-то активы за разумные деньги. Но сейчас задача максимально эффективно отработать те запасы, которые есть. Специалисты проводят их экспертизу, чтобы как можно быстрее ввести запасы в разработку с обязательным выполнением всех требований, которые выставлены в лицензии. Здесь мы не собираемся никакими неправильными делами заниматься.
Ушел от «Роснефти»
Михаил Ставский окончил Уфимский нефтяной институт по специальности «машины и оборудование нефтяных и газовых промыслов» в 1985 году, в 2010 году получил степень MBA в МГИМО по направлению «международный бизнес в нефтегазовой отрасли». Ставский с 1985 года работал в «Ноябрьскнефтегазе» (в 1998 году вошел в состав «Сибнефти») — сначала оператором по добыче нефти и газа, затем главным инженером и гендиректором. В 2004 году он был назначен вице-президентом «Сибнефти» по добыче, в 2005–2010 годах на аналогичной позиции в «Роснефти». В мае 2011 года Ставский был назначен первым вице-президентом по разведке и добыче «Башнефти», эту должность он покинул вместе с другими топ-менеджерами 13 октября 2016 года после перехода компании под контроль «Роснефти».
— А переработка у «Нового потока» сейчас превышает 9 млн т в год?
— По моей информации, около 10 млн т.
— А есть ли у вас какая-то цель по уровню добычи нефти? Сейчас же группа вообще ничего не добывает.
— Я смогу сказать это [раскрыть планы по добыче] где-то через полгода, потому что мы сейчас смотрим проект разработки. Он никак не соответствует нашим пожеланиям, потому что мы будем резко уменьшать количество скважин за счет горизонтального бурения — тех достижений, которые есть в нефтяной отрасли. Надо посмотреть [существующую] экономическую модель [проекта по добыче нефти]. Мы хотим сделать свою экономическую модель на основании текущих макропараметров и текущих рыночных условий. Это будет другая модель. И, разумеется, будем работать по ее улучшению. Это обычная практика
— Вы упомянули «Башнефть», где был перекос: объем переработки вдвое превышал объем добычи. Здесь вряд ли удастся повторить такой успех и довести уровень добычи до 10 млн т в год. Какая–то планка установлена?
— Не могу сказать. Многое будет зависеть от разумных цен на нефть.
— А какую цену на нефть вы считаете разумной?
— Несмотря на то что потребление [нефти] замедлилось на нескольких развивающихся рынках, в частности в Китае, запасов в мире не становится больше. Рынок вернется к разумной цене в $60–65 за баррель.
— Известно, что в «Новый поток» вместе с вами пришло еще четыре топ-менеджера «Башнефти» — Сергей Здольник, Юрий Красневский, Дмитрий Рябченко и Владимир Ильясов, а также Владимир Нестеренко, возглавлявший «Башнефть-Полюс», совместное предприятие «Башнефти» и ЛУКОЙЛа. Сколько всего людей с вами перейдет из «Башнефти»?
— Костяк именно такой. Дальше будет каскадирование — коллеги будут приглашать нужных специалистов.
Независимый завод
Главный актив группы «Новый поток» — Антипинский НПЗ, крупнейший независимый нефтеперерабатывающий завод, расположенный в промышленной зоне Тюмени (в 2016 году переработал около 8 млн т нефти). Его основной акционер — бизнесмен Дмитрий Мазуров (80%), еще 20% — у однокурсника президента Владимира Путина и известного адвоката Николая Егорова. У Мазурова есть и еще один влиятельный партнер — знакомый мэра Москвы Владимир Калашников. Он входит в совет директоров Антипинского НПЗ и владеет опционом на 25% предприятия, рассказывал РБК сам Мазуров весной 2016 года. Выручка компаний, входящих в группу «Новый поток», по РСБУ в 2016 году ожидается на уровне $5 млрд, сообщила пресс-служба компании в понедельник, 23 января.
— Уже вышли. Я на днях был назначен вице-президентом управляющей компании группы «Новый поток» по развитию и добыче. Владимир Нестеренко еще с конца декабря 2016 года стал гендиректором нефтяной компании «Новый поток».
— Предусмотрено ли вашим контрактом право получить долю (опцион) в компании «Новый поток»?
— Я хочу себе доказать, что могу сделать такой проект. Сначала надо это показать. У меня правило — доверять людям, которые меня берут на работу.
— А как вы познакомились с основным владельцем «Нового потока» Дмитрием Мазуровым, который позвал вас на работу?
— Было обоюдное желание поработать вместе по разработке месторождений, лицензии на которые находятся у Антипинского НПЗ [в Оренбургской области]. Так и познакомились.