В ЦБ раскритиковали предложения банков по борьбе с «зарплатным рабством»
Большинство работающих россиян вынуждены получать зарплату через тот банк, который выбирает для них работодатель, признала глава ЦБ Эльвира Набиуллина на прошедшей 31 января встрече с руководством банков. По ее словам, такую ситуацию принято называть «зарплатным рабством», и регулятор не считает эту проблему надуманной.
Набиуллина заверила, что регулятор внимательно изучил предложения нескольких банков по созданию сервиса, позволяющего работникам самостоятельно выбирать банк, через который они хотят получать зарплату, однако посчитал, что их реализация сулит «больше минусов, чем плюсов».
«Плюс этого решения — это снятие таких неформальных ограничений на выбор банка, поскольку работодатель исключается из цепочки выбора банка работником. Но надо понимать, что работодатель всегда сможет убедить своих работников — даже если этот сервис будет создан — перечислять зарплату в тот банк, который [ему] выгоден», — сказала Набиуллина, отметив, что ограничение, таким образом, снимается только условно.
Недостатков у варианта с созданием единого зарплатного сервиса глава ЦБ видит существенно больше. К их числу Набиуллина отнесла, в частности, риск повышения комиссий за обслуживание счетов и ставок по кредитам для покидающих зарплатные проекты граждан и работодателей.
Серьезной угрозой глава ЦБ считает повышение риска несвоевременного получения зарплаты. «Оператор должен будет сверить данные человека в своей системе и данные, которые поступают от расчетного банка предприятия. Если один из участников цепочки — а она здесь удлиняется, появляется новый посредник — допустил ошибку, то зарплата вовремя на счет не поступит. Такие ситуации неизбежно будут возникать, будет возникать напряжение», — предупредила Набиуллина.
Дополнительной проблемой, по ее словам, станет снижение финансовой доступности. Глава ЦБ напомнила, что банки, реализующие зарплатные проекты, устанавливают на территории предприятий-партнеров свои банкоматы и в случае запуска нового механизма могут потерять интерес к развитию сети.
«А у нас и так большая проблема с доступностью [финансовых услуг] разного рода, в том числе по снятию наличности», — посетовала Набиуллина.
Глава ЦБ отметила также, что создание сервиса единого зарплатного процессинга потребует вложения крупных средств и больших затрат (прежде всего на инфраструктуру и обеспечение безопасности данных) от самого регулятора.
«Представляете, какой должен быть уровень безопасности? Это дорогой проект, и, прежде чем его начинать, нужно четко взвесить все эти плюсы и минусы. На наш взгляд, плюсов сейчас меньше», — резюмировала Набиуллина. Тем не менее она выразила готовность обсуждать проблему дальше.
Закон об отмене «зарплатного рабства» был подписан президентом России Владимиром Путиным в ноябре 2014 года и вступил в силу в 2015 году. Согласно закону работник сам вправе выбрать банк, в который должна быть переведена его зарплата, в письменной форме сообщив работодателю об изменении реквизитов для перевода средств не позднее чем за пять рабочих дней до дня получения зарплаты. Однако де-факто большинство работников по-прежнему получают зарплату через банки, выбранные их работодателями.
«Зарплатное рабство» до сих пор есть. И подавляющее большинство работников все еще привязано к зарплатному банку, и, как правило, это банки с государственным участием», — заявил в январе 2019 года в ходе парламентских слушаний в Госдуме зампред правления Альфа-банка Владимир Сенин, по словам которого принятый в 2014 году закон не работает, а зарплатный рынок остается предельно монополизированным.
Предложение Сенина о создании единого зарплатного сервиса поддержал и глава Тинькофф Банка Оливер Хьюз.