ЦБ впервые оценил влияние новых санкций на курс рубля
Новые западные санкции против российских банков потребовали от бизнеса «корректировки обслуживания внешнеторговых потоков» и вызвали рост волатильности на валютном рынке, но это краткосрочный фактор для курса рубля, сообщил Центробанк в «Обзоре финансовой стабильности».
Регулятор впервые оценил влияние масштабных ограничений со стороны Минфина США, введенных 21 ноября против 52 кредитных организаций, включая системно значимый Газпромбанк (ГПБ), через который проходили расчеты с иностранными потребителями российского газа. После этого за несколько дней рубль преодолел важные психологические отметки 100 за доллар и 110 за евро, откатившись к минимумам 2022 года. Резкое ослабление национальной валюты потребовало вмешательства ЦБ: вечером 27 ноября регулятор объявил о прекращении до конца года покупок валюты на внутреннем рынке в рамках зеркалирования операций Минфина по бюджетному правилу.
«Как показывают предыдущие эпизоды санкций, ограничения создают инфраструктурные проблемы для внешнеэкономической деятельности, однако в средне- и долгосрочном периоде динамика курса определяется фундаментальными факторами», — говорится в обзоре Банка России.
Какие-либо прогнозные ориентиры по динамике курса рубля ЦБ не приводит, но напоминает в обзоре о влиянии предыдущих серьезных санкций на локальный валютный рынок.
В июне 2024 года США ввели ограничения против Московской биржи — основной инфраструктурной организации, через которую осуществлялись организованные торги иностранной валютой в России. После этого торги долларами и евро на площадке были остановлены, основной биржевой валютой стал юань. Сделки с американской и европейской валютой теперь заключаются на внебиржевом рынке, для установления официальных курсов долларов и евро ЦБ использует данные банков — организаторов таких операций.
«Переток ликвидности с биржевого на внебиржевой рынок и снижение взаимосвязи между ними привели к временному увеличению спреда между кросс-курсом USD/CNY (доллар США / китайский юань) на российском рынке и USD/CNH на международном рынке (юань на российском рынке был слабее). В июне—июле 2024 года спред не превышал 2%, однако уже в августе произошло его существенное увеличение — на пике он составлял 10%», — указывает ЦБ. Но, как подчеркивается в докладе, в сентябре, через три месяца после санкций, рынок уже адаптировался к «введенным инфраструктурным ограничениям» и соотношение валютных курсов на российском и международном рынках нормализовалось.
«На текущий момент спред между кросс-курсом USD/CNY на российском рынке и USD/CNH на международном рынке не превышает 0,5%», — заключает Банк России.
«На наш взгляд, сейчас принятых мер достаточно, мы видим, что ситуация, — есть признаки того, что она стабилизируется. Важно, что мы сохраняем нашу политику относительно плавающего курса, его ценности для стабилизации и самой экономики к внешним условиям и балансировки интересов экспортеров, импортеров и других участников экономической деятельности. При этом в случае, если кратковременная волатильность, вызванная проблемами с платежами, будет создавать угрозы финансовой стабильности, у нас есть достаточный арсенал мер для того, чтобы ситуацию сглаживать», — сказал на брифинге зампред ЦБ Филипп Габуния.
«Мы по-прежнему знаем, что ключевая ставка создает дополнительную привлекательность рублевым активам, а также она охлаждает спрос в целом по экономике и в частности на импорт, соответственно снижая спрос на валюту. Поэтому в этой части действие ключевой ставки работает, и экстренных каких-то мер принимать нам не нужно», — добавил он.