Qiwi за месяц сократила почти четверть своих терминалов
Платежная система Qiwi упразднила около 30 тыс. пунктов оплаты (терминалов), что составляет приблизительно 25% от их общего количества, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на источник, знакомый с бизнесом этой компании. По информации источника, за сентябрь количество терминалов Qiwi сократилось со 127 тыс. до 97 тыс. Эту информацию подтвердил газете другой собеседник, знакомый с менеджерами платежной системы.
Главной причиной сокращения сети терминалов, подключенных к Qiwi, источники назвали борьбу Центробанка с обналичиванием денег.
Представитель Qiwi Константин Кольцов заявил «Коммерсанту», что сеть терминалов сократилась на 20%, но отказался пояснить, как это повлияет на финансовые результаты Qiwi.
ЦБ РФ был обеспокоен ситуацией, при которой более 90% наличных, поступающих в платежные терминалы, используются для операций с признаками обналичивания. Схема обналичивания заключается в том, что средства из терминалов не поступают на спецсчета, открытые у терминалов в банках, как положено по законодательству, а идут «на вторичный рынок».
В начале июня Банк России собрал крупнейших игроков на рынке платежных систем (QIWI, ComePay, Contact, «Рапида», «Киберплат», DeltaPay) и предложил им в работе с платежными агентами довести инкассацию средств на спецсчета в конце июня — начале июля до 20%. Потом этот порог постепенно повышался, и с 1 сентября платежные агенты проводили через спецсчета уже 98% наличности.
Исполнительный директор «Киберплат» Владимир Кузнецов говорил в связи с этим в конце сентября, что зачисление наличных средств на специальные банковские счета привело к резкому сокращению операций по обналичке в терминалах. По его словам, это приведет к тому, что количество терминалов резко сократится. С рынка уйдут платежные агрегаторы и владельцы сетей терминалов, бизнес которых заключался в торговле кэшем, у них просто не будет денег платить за аренду терминалов.
Рынок терминалов за последние месяцы сократился более чем на 30%, заявила «Коммерсанту» представитель «Евросети» Ульяна Смольская. «В общем и целом для терминального бизнеса последствия самые драматические», — пояснила она.