В России предложили создать реестр подозреваемых в отмывании денег
В России может появиться реестр клиентов банков, которым отказали в обслуживании в связи с подозрениями в нарушении законодательства по борьбе с отмыванием денег, пишут «Известия» со ссылкой на заключение НП «Национальный совет финансового рынка» (НСФР) на законопроект Минфина. Замглавы НСФР Александр Наумов сообщил изданию, что поправки ведомства в текущей редакции не поддержали профессиональное сообщество и банки.
В настоящий момент банк информирует Росфинмониторинг о решении об отказе, тот передает сообщение ЦБ, а регулятор выделяет высокорискованных клиентов и направляет уведомление всем банкам. Как отметил Наумов, это не список или перечень. В связи с этим предлагается создать полноценный реестр «отказников» с указанием всех причин блокировки и списком банков, которые разорвали с клиентом договорные отношения. В то же время, отмечают в совете, у реестра должен быть оператор, отвечающий за формирование списка и анализ с целью выявления высокорискованных нарушителей.
«Существование такого реестра позволит банкам более эффективно выявлять подозрительных лиц, а не клиентов, подходящих под условные критерии», — сказал Наумов.
Пресс-служба Минфина сообщила, что получила письмо НСФР и обсуждает изложенные в нем предложения.
Глава комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков заявил изданию, что концептуально согласен с предложениями совета. «Было бы правильно вести реестр таких лиц с возможностью реабилитации», — отметил он.
Поправки в законодательство о противодействии отмыванию доходов и финансированию терроризма, касающиеся оснований для отказа клиенту в проведении банковской операции, Минфин представил в апреле. Он обосновал необходимость изменений тем, что банки часто блокируют счета добросовестных клиентов без объяснения причин и этим наносят ущерб хозяйственной деятельности. Согласно поправкам, предложенным Минфином, предлагалось разрешить банкам блокировать операции клиентов только при наличии двух условий. Первое — присвоение клиенту наивысшего уровня риска по правилам проведения внутреннего контроля либо неоднократное подозрение в совершении сомнительных операций. В качестве второго условия указывалось наличие данных, на основании которых можно было бы утверждать, что операция с деньгами или имуществом проводится для отмывания доходов.