Роботы заставят центральные банки изменить политику
Атака роботов
«Роботы наступают; пожалуйста, скорректируйте ваши портфели и свои ожидания по зарплате», — пишет главный экономист Royal Bank of Scotland Эндрю Робертс в обзоре «16 в 16-м». Мир, вероятно, находится в преддверии следующей технологической революции, подобной той, что произошла в 1775 году, когда Джеймс Уатт изобрел паровой двигатель. И если это так, можно ожидать широкой волны дефляции, предупреждает он.
По словам Робертса, мир прошел пик использования человеческого труда. В течение 20 лет почти половина всех рабочих мест в США будет автоматизирована, та же участь постигнет 35% рабочих мест в Великобритании. Это станет продолжением тенденции, которая проявилась еще в начале века: с 2001 года исчезло 40% рабочих мест в торговле, 44% — в туристическом бизнесе, 48% — в библиотеках, перечисляет он. Автоматизация снизит издержки производства, а значит и цены.
«Логика проста: в 1900 году в США было 21 млн лошадей и их число росло, несмотря на появление железных дорог, потому что был спрос со стороны других отраслей — фермеров, извозчиков и так далее. Но как только был изобретен двигатель внутреннего сгорания, количество лошадей снизилось до 3 млн», — пишет Робертс. Как только появилась нужная технология, лошадей перестали использовать в качестве рабочей силы, то же самое может произойти с человеческим трудом, объясняет он.
Если заменить в предыдущих рассуждениях слово «лошадь» словом «человек», можно увидеть серьезный риск дефляции, предупреждает Робертс. «Я понимаю, что, возможно, немного ухожу от основной темы как стратег по инструментам с фиксированным доходом, задача которого заключается в анализе облигаций, но доходность облигаций двигают инфляционные ожидания и инфляция, а они снизятся, если мы окажемся правы», — объясняет он интерес к роботам.
В качестве примеров технологий, которые его впечатлили, Робертс приводит автоматизированную машину по приготовлению гамбургеров, изобретенную группой инженеров из Сан-Франциско. Такая машина может готовить 360 гамбургеров в час и заменить двух-трех человек. Эксперт также упоминает автоматы, которые могут заменить работников ресепшена в отелях. «Я уже довольно долго пользуюсь услугами автоматизированного заселения в гостиницах Нью-Йорка, это эффективно и быстро — машина считывает твои паспорт и кредитную карту, показывает тебе номер комнаты и, конечно, снижает количество рабочей силы в отелях», — объясняет он.
Главный вывод — мы уже пережили революцию программного обеспечения (подумайте о дефляционном влиянии таких приложений, как Airbnb, Uber и др.), и в ближайшем будущем нас ждет революция «железа», которая тоже будет давить на инфляцию, прогнозирует Робертс.
Центральные банки вернутся за стол
Помимо роботов на инфляцию в следующем году будут давить цены на нефть, которые, по прогнозам Royal Bank of Scotland, могут пробить сначала отметку в $26, а затем и в $16 за баррель. «Снижение цены на нефть на 40–60% приводит при сохранении остальных параметров неизменными к снижению инфляции на 2,4–3,6%, пишет Робертс. Базовый прогноз банка по инфляции в Еврозоне на 2016 год составляет 0,5–1%, но меняется на дефляцию в 1,5–2% при цене на нефть $26 за баррель и в 2,5–3% при $16 за баррель, отмечает он.
Повысить ставку в следующем году может Федеральная резервная система: «Комитет предполагает, что ситуация в экономике будет развиваться таким образом, что потребует только постепенного повышения ставки», — говорится в документе. «Темп повышения ставки будет зависеть от экономических прогнозов», — отмечалось в сообщении американского регулятора по итогам заседания 16 декабря. При принятии решения ФРС ориентируется в том числе на инфляцию, целевым уровнем которой считает 2%. «Сделать все возможное» для повышения инфляции в Еврозоне обещал и глава Европейского центрального банка Марио Драги. Европейский регулятор также надеется приблизить инфляцию к целевому уровню 2% и стабилизировать ее около данной отметки, свидетельствуют опубликованные в среду комментарии Драги.
Из-за автоматизации экономики и низких цен на нефть планы центральных банков развивающихся стран могут не сбыться, пишет Робертс, и им придется серьезно пересмотреть свою политику. «Мы должны помнить, что резкое падение цен на нефть в четвертом квартале 2014 года и январе 2015 года привело к тому, что центральные банки по всему миру стали смягчать денежно-кредитную политику — или откладывая повышение ключевых ставок и меняя риторику (в США и Великобритании), или снижая ставки в развивающихся странах (например, в Турции)», — объясняет он.