ЦБ впервые за полгода не стал менять ключевую ставку
Совет директоров Банка России на прошедшем 28 октября заседании сохранил ключевую ставку на уровне 7,5%, говорится в сообщении регулятора. Такой шаг был согласован «широким консенсусом», уточнила глава ЦБ Эльвира Набиуллина на пресс-конференции по итогам заседания. Обычно совет директоров обсуждает несколько вариантов решения.
Решение не менять ставку ЦБ принял впервые с середины марта 2022 года, за следующие полгода Банк России провел подряд шесть раундов смягчения денежно-кредитной политики, снизив ключевую ставку с рекордных 20 до 7,5% годовых.
ЦБ немного ухудшил прогноз по инфляции на этот год — в сентябре он считал, что цены вырастут на 11–13%, а теперь уточнил этот уровень до 12–13%. Прогноз учитывает перенос сроков индексации тарифов ЖКХ (ранее правительство решило повысить их уже 1 декабря этого года вместо плановой даты 1 июля 2023-го).
«По оценкам Банка России, частичная мобилизация будет сдерживающим фактором для динамики потребительского спроса и инфляции на горизонте ближайших месяцев. Однако в последующем ее эффекты будут проинфляционными за счет усиления ограничений на стороне предложения», — подчеркивает ЦБ. Прогноз по инфляции на 2023 и 2024 год оставлен без изменения: 5–7 и 4% соответственно. Также проинфляционными факторами в среднесрочной перспективе будут усиление геополитической напряженности и ухудшение ситуации в мировой экономике, добавила Набиуллина.
Решение о сохранении ставки прогнозировало подавляющее большинство экспертов. Согласно консенсус-прогнозу Bloomberg, его ожидали 16 из 20 опрошенных аналитиков. Эксперты, чьи прогнозы изучил РБК, также в большинстве своем ожидали неизменности показателя по итогам октябрьского заседания. Но в качестве возможных вариантов решения регулятора некоторые из них называли снижение ставки до 7,25 и до 7%.
В качестве аргументов в пользу сохранения ставки на текущем уровне аналитики называли объявление частичной мобилизации, введение военного положения в новых регионах России и разных уровней реагирования в других субъектах, а также выделение 1 трлн руб. из Фонда национального благосостояния для финансирования дефицита бюджета. «Скорее всего, [Банк России] сделает выбор в пользу паузы, взяв время для оценки развития ситуации», — прогнозировала руководитель отдела макроэкономического анализа ФГ «Финам» Ольга Беленькая.
В самом ЦБ ранее допускали различные варианты решения по ставке на заседании в октябре, в том числе и ее повышение. Глава регулятора Эльвира Набиуллина отмечала, что решения по ставке будут зависеть «от внешних и внутренних факторов и от того, как будут реализовываться, материализовываться проинфляционные, дезинфляционные риски».
В релизе 28 октября Банк России отмечает, что инфляция продолжает замедляться: в сентябре она составила 13,7% в годовом выражении после 14,3% в августе, а по оценке на 21 октября опустилась до 12,9%. Однако месячный сезонно сглаженный темп прироста цен в сентябре увеличился, в частности, «за счет разового повышения тарифов на рынках страхования и мобильной связи». В декабре месячный рост цен будет выше, отметила Набиуллина. «Во многом из-за переноса на декабрь индексации коммунальных тарифов. Это прибавит к годовой инфляции около 0,5 процентного пункта в этом году», — пояснила она.
Какие риски видит Банк России
«Восстановительный рост экономики в следующем году начнется немного позже, чем мы ожидали в июле», — констатировала Набиуллина. По ее словам, нижняя точка спада придется на середину 2023 года.
При этом ЦБ ожидает некоторого улучшения ситуации по экспорту и импорту в 2022 году. Спад по экспорту составит 15–16% (ранее было 13–17%), по импорту — 22,5–23,5% (27,5–31,5%), следует из обновленного прогноза. Комментируя позицию ЦБ, Набиуллина указала на наличие определенных проблем из-за переориентации международных грузопотоков на Восток. Загруженность магистралей на данном направлении «может затруднять экспортные поставки, с одной стороны, и тормозить наращивание импорта с азиатских рынков — с другой», — отметила Набиуллина.
К тому же дальнейшее усиление кризисных процессов в мире и расширение санкций «будут означать сдвиг в сторону еще большего сокращения российского экспорта и возможного ослабления рубля с соответствующими проинфляционными эффектами», добавила глава ЦБ.
Внутренним проинфляционным риском будет увеличение дефицита рабочей силы, возникшее на фоне объявления мобилизации. «[Увеличение дефицита рабочей силы] ведет к конкуренции компаний за персонал и повышению зарплат темпами выше производительности труда», — объяснила Набиуллина.
В качестве дезинфляционных факторов глава ЦБ назвала сохранение нынешней сберегательной модели поведения, рекордные урожаи и более быстрое восстановление импорта. Но они выражены слабее, чем проинфляционные, заключила глава Банка России.
Изменится ли ставка до конца года
Ставка 7,5%, утвержденная на октябрьском заседании, сохранится до 16 декабря, если ЦБ не будет проводить внеплановых заседаний (таких в 2022 году было три).
«Банк России сохранил нейтральный сигнал о будущих действиях», — констатирует главный аналитик Совкомбанка Михаил Васильев. Он ожидает, что и на следующем заседании ЦБ оставит ставку 7,5% годовых. А в следующем году по мере замедления инфляции регулятор может возобновить цикл снижения ставки.
Произошедшие события углубят дефицит бюджета в 2023 году и приведут к перераспределению денег в пользу менее обеспеченной части населения, что является проинфляционным фактором, а поскольку монетарная политика работает с лагом во времени (обычно в два-три квартала), то ЦБ может перейти к повышению ставки уже на ближайших заседаниях, отмечал главный макроэкономист УК «Ингосстрах-Инвестиции» Антон Прокудин. Но первое повышение ставки будет отложенным во времени, что поддержит экономику, полагал эксперт.
Аналитики Росбанка считают, что к концу четвертого квартала 2022 года ключевая ставка останется на уровне 7,5%. А в первом квартале 2023-го они ожидают смягчения до 7,25%. Неизменность ключевой ставки до конца 2022 года прогнозирует и старший стратег по долговому рынку SberCIB Investment Research Игорь Рапохин.
ЦБ займет «выжидательную» позицию, указывает в обзоре директор по инвестициям «Локо-инвеста» Дмитрий Полевой. «Слишком много внешних и внутренних факторов, развилок и вопросов, как вся эта мозаика сойдется в единое «панно» и как оно будет соотноситься с базовым прогнозом. В текущих условиях выжидательная тактика единственно верная», — отмечает Полевой. Но в 2023 году ЦБ может перейти к небольшому смягчению — до 6,5–6,75%, полагает эксперт.
Сам ЦБ пишет, что будет принимать решение «с учетом фактической и ожидаемой динамики инфляции относительно цели, процесса структурной перестройки экономики, а также оценивая риски со стороны внутренних и внешних условий и реакции на них финансовых рынков». Такой же сигнал регулятор давал и в сентябре. «Если бы мы рассматривали значимую вероятность понижения ставки на ближайших заседаниях, об этом было бы сказано в пресс-релизе», — заявил на брифинге зампред ЦБ Алексей Заботкин.