Финансисты спрогнозировали повышение ключевой ставки ЦБ
Очередное заседание совета директоров ЦБ намечено на 31 октября, и финансисты не исключают, что регулятор снова повысит ключевую ставку. К таким действиям Банк России вынуждает растущая инфляция, уровень которой, по оценкам Росстата, достиг 7% с начала года.
В последние недели рост цен продолжается ускоренными темпами. С начала октября цены выросли на 0,7%, сильнее всего подорожали продукты питания: только за прошлую неделю сыры стали дороже на 0,8%, а огурцы и помидоры – на 12,2% и 12,8% соответственно.
Пока о росте инфляции из правительственных чиновников говорят только представители Минэкономразвития. В понедельник замглавы Минэкономразвития Алексей Ведев сообщил, что ведомство планирует пересмотреть прогноз по инфляции 1 декабря, поскольку есть «большие риски невыполнения нашего прогноза [предыдущий прогноз – 7,5%], прежде всего в силу девальвации рубля». Ранее министр экономики Алексей Улюкаев сказал о том, что инфляция по итогам года может превысить 8%.
«Мы ожидаем, что в пятницу ЦБ придется повышать ставку, иначе инфляция окончательно выйдет из-под контроля, – говорит экономист Bank of America Merrill Lynch по РФ и СНГ Владимир Осаковский. – Дополнительным фактором для роста цен является слабеющий рубль». В этих условиях ЦБ, возможно, придется повышать ставку до 8,5–9%, считает он.
Свои прогнозы относительно грядущего повышения ставки ЦБ в начале недели выдали два крупнейших российских инвестбанка. «Мы полагаем, что процентная ставка будет повышена на 50 б.п., чтобы вернуть реальную процентную ставку в положительную зону и сдержать инфляционные ожидания», – говорится в обзоре Sberbank CIB. В ВТБ Капитал также считают, что «пока ЦБ ограничится «умеренным повышением ставок» – 50 б.п.
Ожидания участников рынка небезосновательны. О возможном повышении ставки на прошлой неделе заявил первый зампред ЦБ Сергей Швецов. «Рубль находится практически в свободном плавании, до конца года границы бивалютной корзины будут сняты, и Банк России, скорее всего, повысит ключевую ставку при таком развитии, как сейчас», – цитирует его слова ТАСС.
Как считает директор Центра макроэкономических исследований Сбербанка Юлия Цепляева, заявление Швецова свидетельствует о том, что в ЦБ серьезно задумались, как сдержать рост цен. «Цены на нефть упали, рубль сильно обесценился, и ясно, что страну ждут инфляционные последствия. По нашему прогнозу, инфляция на конец года составит 9–9,1%», – заявила она РБК.
ЦБ уже трижды в этом году повышал ключевую ставку (до 8% с 5,5%), отражая спекулятивную атаку на рубль и борясь с раскручиванием инфляции. Последнее повышение произошло в июле и стало неожиданностью для рынка. Однако, как считают эксперты, ожидаемое повышение ставки если и повлияет на рост цен, то вряд ли окажет значимый эффект на рубль. Скорее, наоборот – в текущей ситуации слабость национальной валюты даже на руку регулятору.
«ЦБ мало что может сделать для предотвращения скачка инфляции, но в среднесрочной перспективе влияние обоих шоковых факторов – цен на продовольствие и курса рубля – будет, наоборот, дезинфляционным, учитывая их влияние на доходы населения», – считают аналитики «ВТБ Капитала».
Вместе с тем повышение ставок может оказать негативное влияние на рост экономики, увеличив стоимость заемных средств для компаний. Как заявил глава ВТБ24 Михаил Задорнов, банки вынуждены поднимать ставки по кредитам и депозитам вслед за повышением ставки Банка России. С ним согласен и главный директор UBS по инвестициям на развивающихся рынках Хорхе Марискаль. «Если Центральный банк вынужден будет повысить ставки, чтобы предотвратить снижение рубля и отток капитала, это только замедлит рост экономики и повысит стоимость заимствований для компаний. Будет создан замкнутый круг», – сказал он в интервью Wall Street Journal.
Против повышения ставки и представители экономического блока правительства. Ведев заявил, что не видит смысла в повышении ключевой ставки в условиях роста инфляции и ослабления курса рубля. «Моя позиция: я против повышения процентных ставок. На мой взгляд, сейчас это ничего не даст, это абсолютно вредно», – цитирует его ТАСС.
Однако стимулирование экономического роста вряд ли станет для ЦБ определяющим фактором при принятии решения. «Ростом экономики мы уже фактически поступились, – говорит Осаковский. – В следующем году мы прогнозируем спад на уровне 1,5%. Поэтому, хотя этот фактор и является ограничительным для роста ставки, он вряд ли он повлияет на решение ЦБ».
В «ВТБ Капитале» считают, что определяющим для ЦБ будут соображения финансовой стабильности. Поскольку в случае чрезмерного повышения ставок «высока вероятность кредитного сжатия, ЦБ наверняка будет действовать крайне осторожно», полагают аналитики.