Россия догонит Японию по безналичным деньгам через 15 лет
Доля безналичных денег – счетов в банках и платежных системах – в общем объеме денежной массы в России в конце 2014 года составила 77,67%. Это больше, чем в США (65,7%), но меньше, чем в Бразилии (88,8%) и Японии (90%). Последние десять лет эта доля увеличивалась на 1 п.п. в год, соответственно, если темпы сохранятся, то 90% она достигнет через 12–15 лет.
Эта динамика не распространяется на безналичные платежи. Россияне платят банковскими карточками лишь в 4% случаев: в этом они похоже на мексиканцев и поляков, которые рассчитываются безналом в 4 и 5% соответственно. В Сингапуре же, например, население платит банковскими картами в 61% случаев, в США – в 45%, в Германии – 33%.
Этот парадокс – безналичных денег много, но пользуются ими мало – обнаружили авторы исследования московской школы управления «Сколково» «Безналичная экономика в России: тенденции, перспективы, возможности» (есть у РБК) Евгений Плаксенков, Владимир Коровкин и Егор Кривошея.
На бытовом уровне российский феномен хорошо известен: население получает зарплату на банковский счет, снимает наличные через банкомат, а потом кладет их на депозиты или платит ими за услуги через терминалы. Авторы доклада считают, что одна из причин этого в нежелании торговцев переходить на безналичные расчеты.
В США, например, до 90% мобильных платежей совершается в кофейнях Starbucks. В России же бизнесмены привыкли к наличным и не спешат отказываться от них: наличные позволяют быстрее проводить операции, многие бизнесмены не умеют работать с безналичными формами оплаты, а кроме того, наличные позволяют манипулировать с налоговой отчетностью. Банки, в свою очередь, в целом склонны полагаться на то, что развитие безналичных платежей неплохо идет и естественным образом, отмечают авторы обзора.
«Проблема в том, что безналичные платежи не востребованы, у них сейчас нет конкурентных преимуществ по сравнению с платежами наличными, а в некоторых случаях даже есть недостатки: например, автодилеры часто взимают комиссию при оплате картой», – комментирует исследование исполнительный директор ассоциации «Национальный платежный совет» Мария Михайлова. По ее мнению, предприятиям нужны стимулы для перехода на безналичный расчет, например снятие ограничений на прием карт у бюджетных организаций.
По доле безналичных денег в объеме денежной массы Россия может достигнуть уровня стран-лидеров раньше, чем через 12–15 лет, – через 8–10 лет, если будет «рыночный толчок»: какая-то крупная компания совершит прорыв. «В роли рыночного игрока, меняющего правила, может выступить одна из крупнейших телекоммуникационных компаний, крупная розничная сеть или компания из области инфраструктурных услуг (транспорт, ЖКХ)», – пишут авторы. Но в России шансы на реализацию такого сценария невелики: нужен крупный игрок с заметными на фоне ВВП ресурсами и высокий спрос со стороны потребителей.
А если же процесс подтолкнуть административно, то уровня развитых стран Россия может достичь и вовсе через 5–7 лет: например, если регулятор снимет барьеры в области безналичного оборота. Препятствия со стороны регулирующих органов заключаются главным образом в том, что у каждого регулятора свой взгляд на происходящие процессы, и часто эти мнения не совпадают, считает Михайлова.