Экономисты назвали нереальным снижение ключевой ставки ЦБ на этой неделе
ЦБ с 16 декабря повысил ключевую ставку с 10,5% до 17%, чтобы остановить девальвацию рубля. Своим решением Банк России изменил стоимость денег в экономике, заставив банки повысить ставки по депозитам до 18–20% годовых, а по кредитам – до 30% годовых и выше. Результатом этого стало то, что некоторые банки вынуждены были заморозить выдачу кредитов, как корпоративных, так и розничных.
На прошлой неделе председатель Банка России Эльвира Набиуллина заявляла, что регулятор готов снизить ключевую ставку при формировании устойчивой тенденции к замедлению инфляции. «Совет директоров ЦБ 30 января будет принимать решение об уровне ставки на основе оценки инфляционных рисков, текущего состояния экономики и прогноза ее развития», – передавало агентство Интерфакс заявление Набиуллиной, которое пресс-служба ЦБ распространила 21 января после появления в СМИ слухов о возможном снижении ставки.
Однако пока предпосылок для снижения инфляции нет. Первый зампред ЦБ Ксения Юдаева говорила, что пик роста потребительских цен придется на первый квартал – начало второго квартала. Замглавы МЭР Алексей Ведев высказывал мнение, что инфляция в годовом выражении достигнет пика в марте-апреле и будет на уровне 15–17%. С начала года по 19 января, по данным Росстата, инфляция составила 1,5%, в то время как в 2014 году за январь-февраль она была на уровне 1,3%.
Экономисты, опрошенные РБК, считают, что ключевая ставка ЦБ не изменится. «Изменений ключевой ставки не будет», – уверен главный экономист Дойче Банка в России Ярослав Лисоволик. По его мнению, чтобы ЦБ понизил ставку, должно произойти некоторое замедление роста инфляции, также должна стабилизироваться ситуация на валютном рынке. «В настоящее время инфляция растет, и в этой ситуации ЦБ в соответствии с своим мандатом по сдерживанию инфляции вряд ли будет снижать ставку», – считает главный экономист БКС Владимир Тихомиров.
По мнению главного экономиста АФК «Система» Евгения Надоршина, если сейчас ставку не додержать и понизить ее, уступив давлению финансового сектора и заемщиков, то это грозит потерей сбережений в рублях и ускорением инфляции. «Есть риск, что инфляция продолжит расти, а значит, граждане могут продолжить тратить свои сбережения, изымая средства с банковских счетов. Нужно создать условия для сохранения рублевых депозитов в банковской системе, поскольку в нынешних условиях это основа стабильности банковского сектора. Путем высоких ставок этого можно добиться», – рассуждает Надоршин. По его словам, в системе, где доступ к внешним рынкам ограничен и нет возможности привлекать капитал извне, финансовые власти должны создать базу для инвестиций, а это и есть, в первую очередь, сбережения населения.
Решение Standard & Poor`s о снижении рейтинга России до «мусорного» также не повлияет на ставку. «ЦБ не изменит ключевую ставку, потому что не рейтингом определяется ключевая ставка. Рейтинг носит скорее более психологическое значение, нежели чем какое-то реальное, глубокое», – отмечает Надоршин. По словам главного экономиста BofA Merrill Lynch по России и СНГ Владимира Осаковского, особой реакции рынка на снижение рейтинга не следует. «Она не такая драматичная, как могла бы быть. В этой связи и радикальных изменений в политике ЦБ не стоит ожидать», – говорит экономист.
Раньше начала весны изменений по ставке не предвидится. «Самое раннее, когда ключевую ставку могут снизить, – это в марте. Но это в лучшем случае, если инфляция начнет замедляться», – говорит главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова. По мнению Тихомирова, признаки стабилизации уровня инфляции появятся не ранее второй половины текущего года, а значит, и ставка будет изменена в этом периоде.
Предприниматели и банкиры ранее просили ЦБ снизить ставку. 19 декабря исполнительный вице-президент РСПП Александр Мурычев направил письмо главе ЦБ Эльвире Набиуллиной с просьбой снизить ключевую ставку на ближайшем заседании совета директоров до уровня не выше 12%. Стоимость финансовых ресурсов на уровне 20–30% серьезно ограничивает возможности реализации программы импортозамещения и создает риски волны банкротств предприятий во всех отраслях уже в первой половине 2015 года, писал Мурычев ЦБ. Также с просьбой снизить ключевую ставку в ЦБ обращалась Ассоциация региональных банков.