Инвестиции на Хеллоуин: зачем покупать акции в канун Дня Всех Святых
В течение полугода после Хеллоуина американские акции, вполне вероятно, смогут принести хороший доход, пишет финансовый аналитик и автор Hulbert Financial Digest Марк Хюльберт в колонке для MarketWatch. Выводы аналитика основаны на так называемом «Индикаторе Хеллоуина», который отражает сезонную тенденцию фондового рынка США показывать наибольший рост в период с 1 ноября по 1 мая.
Так, с ноября 2014 года по май 2015 года индекс Dow Jones Industrial Average вырос на 2,6%, однако за следующие неполные полгода (по данным на 22 октября) снизился на столько же. Хюльберт анализирует динамику рынка акций после Хеллоуина с учетом того, как индекс вел себя за два месяца до праздника. От этого зависит итоговый доход от вложений.
По расчетам Hulbert Financial Digest, с момента запуска индекса Dow Jones в конце XIX века за периоды с ноября по май он рос в среднем на 4%, если до этого два месяца снижался. Однако если за два месяца до Хеллоуина индекс рос, то за последующие полгода его рост увеличивался в среднем до 6,8%.
Последние данные говорят как раз в пользу усиленного роста американских акций в этом и следующем году, пишет Хюльберт. С конца августа Dow Jones Industrial Average вырос уже на 5%. «Индикатор Хеллоуина» — одна из разновидностей сезонных стратегий, на которых пытаются делать деньги американские инвесторы. Более известна поговорка Sell in May and go away («Продавай в мае и уходи»). Те, кто ей следуют, в конце мая продают акции и выходят с фондового рынка, с тем чтобы вернуться на него осенью.
Хюльберт отмечает, что индикатор не гарантирует, что рынок обязательно будет расти, однако даже если он перейдет к снижению, оно в основном придется на летние месяцы. Так, во время кризиса 2007–2009 годов потери фондового рынка США в летние месяцы были в два раза больше, чем в зимние, пишет аналитик. Еще более заметная разница наблюдалась во время пика кризиса доткомов, связанного с обвалом акций высокотехнологичных компаний, который пришелся на март 2000 года — октябрь 2002 года. Тогда за периоды с ноября по май Dow Jones вырос на 3,5%, тогда как в остальные месяцы упал на 36%.
Раньше май был традиционно очень слабым месяцем для российского рынка в связи с тем, что на этот месяц приходилась отсечка по дивидендам за весь год, говорит партнер, директор инвестиционного департамента УК «Атон-менеджмент» Евгений Малыхин. «Однако сейчас практика довольно слабого мая начинает уходить, так как законодательно отсечки теперь приходятся на лето, а некоторые компании с высоким качеством корпоративного управления переходят на ежеквартальную выплату дивидендов», — отмечает он.
«Наши тесты показали, что, по статистике, самый слабый месяц — сентябрь, а самый сильный — декабрь, поэтому покупки в ноябре вполне оправданны», — говорит Малыхин. Тем не менее, по его словам, российский рынок слишком молодой, на таком временном интервале построить эффективную стратегию сложно, отмечает управляющий. «Я бы посоветовал использовать эту стратегию как один из дополнительных факторов для принятия решения. Вряд ли этому надо придавать решающее значение и строить на этом свою торговлю», — отмечает управляющий.
Раньше декабрь действительно характеризовался ростом российского рынка на избыточной ликвидности, а май — снижением вслед за чередой годовых собраний и дивидендных отсечек, но вот уже второй год мы живем в другом мире, говорит генеральный директор УК «Спутник — Управление капиталом» Aлександр Лосев. По его словам, российский рынок утратил внутреннюю энергию и стал зависеть от слишком большого количества внешних факторов, воздействие которых носит не сезонный, а постоянный характер, например, колебания нефтяных цен и глобальные движения капиталов, при этом 70% объема операций с российскими акциями и ADR приходится на иностранцев, которые сейчас склонны сокращать риск на развивающихся рынках.
«Пока наибольшие объемы сделок с акциями проводятся за границей, пока Россия находится под действием санкций и возможность привлекать новые инвестиции ограничена, пока экономика не показывает роста и сохраняется высокая волатильность на нефти и в рубле, говорить о сезонности на российском рынке нельзя», — отмечает Лосев.