Деньги ЦБ обеспечили рост банкам
Регулятор обеспечил 97% прироста пассивов банковской системы в 2014 годуПрирост пассивов российской банковской системы происходит за счет денег Банка России и федерального бюджета. За семь месяцев 2014 года этот источник обеспечил 97% прироста, посчитали аналитики Газпромбанка (за весь 2013 год тот же показатель составил 22%). В результате доля госсредств в пассивах банков составила 12%. Средства населения, которые были драйвером роста в последние три года, в 2014 году обеспечили только 8% прироста. При этом валютные пассивы сократились почти на 20%.
«Главная проблема заключается в нерастущих депозитах населения, что исторически нехарактерно для российской банковской системы, это уникальная ситуация. Даже в острую фазу кризиса 2009 года ситуация развивалась лучше: средства населения благодаря возросшей норме сбережения, вызванной в том числе очень высокими – в отдельных случаях до 22% годовых – ставками, помогли банкам очень быстро рассчитаться по дорогим, сопровождающимся административным контролем со стороны регулятора, беззалоговым кредитам ЦБ", – считает главный экономист АФК «Система» Евгений Надоршин.
Причина – в нерастущих ставках по депозитам, которые остались практически на уровне прошлого года, не отреагировав на существенно возросшие риски в экономике и ослабление рубля, который только с лета упал больше, чем на 10%, поэтому неудивительно, что ни населению, ни юрлицам сейчас не интересно размещать средства на рублевых депозитах в банках, отмечает Надоршин. «В то же время спрос на кредиты есть, и он существенный. Банки в этих кредитах стараются не отказывать, и источником становятся средства ЦБ и средства, размещаемые федеральным бюджетом», – добавляет он.
Возросшая роль средств ЦБ в фондировании банков отчасти объясняется тем, что в начале года регулятор проводил существенные валютные интервенции, добавляет главный экономист по России и СНГ «Ренессанс Капитал» Олег Кузьмин. «ЦБ в начале года проводил масштабные валютные интервенции, продал больше $40 млрд, и, забрав из банковского сектора рублевую ликвидность, в качестве замещения предоставил банкам больше рефинансирования – через сделки РЕПО и кредиты под залог нерыночных активов. Кроме того, Минфин размещает сейчас больше средств на счетах банков, и это связано с неравномерным исполнением бюджета: в первые 10 месяцев он профицитен, правительство собирает деньги через налоги и размещает в банках, а потом все тратит. Доля госсредств в пассивах банков сейчас не так же велика, она меньше, чем в 2009 году, когда этот показатель составлял около 14%», – объясняет Кузьмин. Он добавляет, что растущая доля госсредств не приводит к системному риску для банков. «Эти деньги практически бесконечны, ЦБ не будет никогда насильно забирать их из банковского сектора», – отмечает Кузьмин.
Растущая зависимость от госсредств может привести к более высоким рискам, не соглашается Надоршин. «Проблема заключается в том, что в большинстве своем эти средства краткосрочные. И когда банки используют их на кредитование, причем выдают длинные кредиты, они берут на себя приличный риск. Например, при значительном изменении ключевой ставки, кредиты, которые были выданы до этого, становятся невыгодными. Так случилось с кредитами, выданными в начале года, многие из которых после повышения ставки на 2,5 п.п. стали фактически убыточными», – отмечает он.