S&P назвало помощь банкам угрозой для рейтинга России
Без поддержки не обойтись
«Способность банков продолжать свою деятельность будет все больше зависеть от государственной поддержки», – пишут аналитики международного рейтингового агентства Standard & Poor’s в обзоре, выпущенном в четверг, 26 февраля. Проблем, с которыми банкам придется столкнуться в 2015 году, много: ухудшение активов, недостаток ликвидности, увеличение нагрузки на капитал, дефицит внешнего финансирования и риск дальнейшего оттока розничных депозитов остается высоким.
В соответствии с базовым сценарием S&P уже в 2015 году доля проблемных и реструктурированных кредитов в общем объеме кредитного портфеля российских банков может вырасти до 17–23% (в сравнении с 8% на начало 2015 года). Негативный сценарий предусматривает рост доли проблемной задолженности до 35–40% совокупного кредитного портфеля, главным образом за счет проблемных кредитов корпоративных заемщиков, рассказал на встрече с журналистами заместитель директора группы «Рейтинги финансовых институтов» S&P Сергей Вороненко.
Ухудшение качества активов приведет к увеличению резервов на возможные потери по кредитам и будет представлять собой угрозу для показателей капитализации и прибыльности банков, а также приведет к снижению показателей ликвидности. По итогам 2015 года, по прогнозам S&P, банки могут получить небольшую прибыль.
S&P в феврале понизило рейтинги примерно 40 российских банков и их дочерних структур, оставив по ним негативные прогнозы. Аналитики агентства также перевели российские банки из седьмой в восьмую группу отраслевых и страновых рисков банковского сектора (оценка выставляется по десятибалльной шкале; к первой группе относятся страны с наименьшими рисками, к десятой – страны с наибольшими рисками). Помимо России, к восьмой группе относятся такие страны, как Венгрия, Словения, Нигерия и Казахстан. «Средний рейтинг российских банков приближается к категории В+ и остается одним из самых низких в регионе EMEA (Европа, Ближний Восток и Африка), отражая мнение службы кредитных рейтингов Standard & Poor’s о высоких рисках ведения бизнеса в стране», – отмечается в обзоре.
В сложившихся условиях банкам остается рассчитывать только на государственную поддержку. В S&P считают, что она будет расти. «Правительство и Центральный банк уже продемонстрировали готовность поддерживать стабильность банковского сектора при помощи ряда мер, которые были приняты в 2014 году и которые аналогичны мерам, реализованным в 2008 году», – отмечают аналитики, добавляя, что правительство собирается направить средства бюджетного и резервного фондов в размере до 15% ВВП на поддержку ликвидности и капитализации крупнейших банков.
«Мы прогнозируем дальнейшее увеличение доли государственного финансирования для российской банковской системы по крайней мере до конца 2015 года», – пишут аналитики. Сейчас доля госсредств в общем объеме банковских пассивов составляет 11%.
Финансовая помощь банкам со стороны правительства позволит защитить системно значимые финансовые институты и ряд других банков от дефолта, считает S&P. «Мы отмечаем, что дальнейшее развитие банковского сектора, в том числе и негосударственных банков, зависит от действий правительства, и сокращение господдержки банкам и уменьшение роли того или иного банка для стратегического акционера может привести к дальнейшему понижению рейтингов», – говорится в обзоре.
Замкнутый круг
Но, помогая банкам, правительство вредит себе. «Резервы России существенно сократились в прошлом году и, по нашим ожиданиям, уменьшатся и в этом году, что может привести к негативным действиям по отношению к суверенному рейтингу страны», – объяснил директор по направлению «Суверенные рейтинги» Standard & Poor’s Тревор Куллинан в ходе телефонной конференции, состоявшейся во вторник, 26 февраля. «Если резервы будут использоваться для предоставления помощи банковскому сектору, мы больше не будем рассматривать их как ликвидные», – добавил Куллинан.
С его выводами согласна главный экономист Альфа-банка Наталья Орлова. «Проблемы, которые накоплены в банковском секторе, безусловно, рано или поздно станут бюджетными проблемами, и когда это случится и правительство будет вынуждено закрывать убытки банковского сектора, это может привести к дальнейшему понижению странового рейтинга», – считает Орлова. Формально бюджет пока избегает прямых трат, но те же средства ЦБ, которые выдаются на поддержку банков – это по сути деньги ФНБ, которые работают в экономике, объясняет она.
Главный экономист по России и СНГ «Ренессанс Капитал» Олег Кузьмин соглашается с аналитиками S&P в оценке ситуации банковского сектора, но не разделяет опасений по поводу влияния госпомощи на кредитоспособность России. «Объемы, которые будут предоставлены для погашения внешних долгов, не очень значительны, если помнить о том, что есть и другие источники для погашения внешнего долга – положительный текущий счет и накопленные чистые иностранные активы банков. Докапитализация также не создает существенной нагрузки на бюджет, поэтому опасений возникать не должно», – считает Кузьмин.
В свою очередь, ухудшение кредитоспособности российского правительства негативно повлияет на его способность оказывать поддержку банкам и в целом на стабильность банковского сектора. Более того, хотя российское правительство по-прежнему демонстрирует готовность оказывать банкам поддержку, мы полагаем, что его способность предоставлять поддержку банковскому сектору снизилась в течение 2014 года и будет продолжать снижаться в 2015 году, говорится в обзоре S&P.