Росфинмониторинг зафиксировал переток теневых операций в крупные банки
Рост числа обращений в Росфинмониторинг свидетельствует о том, что сомнительные операции клиентов стали перетекать из небольших кредитных организаций с отозванной лицензией в крупные банки. Об этом на конференции «Банковская система России-2016: практические вопросы надзора и регулирования» заявила заместитель директора ведомства Галина Бобрышева, передает «РИА Новости».
«Легальная экономика испытывает определенные трудности, и я хочу сказать, что лихорадит и теневой сектор. Мы наблюдаем, что он перетекает из мелких и средних частных банков, у которых отозваны лицензии, в крупные банки с развитой филиальной сетью, — попытки прежде всего затеряться от пристальных глаз комплаенса», — заявила Бобрышева.
По ее словам, с начала 2016 года года количество сообщений увеличилось почти в два раза по сравнению с тем же периодом прошлого года и составило почти 3 млн.
«Это связано не с увеличением объемов (он, скорее всего, находится в тех же границах), а с тем, что те клиенты высокого риска, которые работали в банках с отозванными лицензиями, не попадали в поле нашего зрения», — отметила замдиректора Росфинмониторинга. «Вовлеченные и причастные банки уходят с рынка. А они сообщения, как правило, не направляли», — пояснила она.
Бобрышева уточнила, что речь идет прежде всего о транзитных операциях и обналичивании. За 2,5 месяца текущего года поток транзитных операций, которые выявляются по признакам зачисления на счет от большого числа других лиц с последующим списанием, увеличился в три раза, а объемы обналички — вдвое.
Кроме того, в 2016 году в два раза выросло количество операций, по которым клиенты не хотят раскрывать информацию, задерживают ее либо предоставляют ложные сведения. При этом объем таких операций вырос в пять раз, отметила Бобрышева.
В начале февраля зампред Банка России Дмитрий Скобелкин сообщил, что в регуляторе отмечают уход незаконной деятельности из банковского сектора, в том числе в торговые розничные сети. Зампред связал с этим пятикратное увеличение платы за обналичку, которую также зафиксировали в ЦБ.