Дерипаска предложил ЦБ прекратить «танцы с бубном»
Миллиардер Олег Дерипаска в своем Telegram-канале прокомментировал решение Центробанка о снижении ключевой ставки до 4,25%. По его мнению, регулятор должен перейти к публикации банковских ставок отдельно для каждого сектора экономики.
«Неужели ЦБ до сих пор неясно, что никому не интересны его ритуальные танцы с бубнами и рассказы о каких-то мифических сложностях вокруг ключевой ставки? ЦБ должен начинать публикацию конечных банковских ставок для основных кредитных продуктов в российской экономике. Важно объяснить конечные ставки по ключевым продуктам для населения и промышленности, оказавшихся в ловушке ограничений банков-ростовщиков с их страхованием и комиссиями», — написал миллиардер (Forbes в режиме реального времени оценивает состояние Дерипаски в $3 млрд).
По мнению Дерипаски, сейчас тот уровень ставок, под которые банки выдают ипотечные кредиты, кредитуют промышленность и сферу услуг, делает невозможным достижение национальных целей развития, определенных президентом. Дерипаска считает, что Центробанк должен обеспечить экономику большим объемом дешевых денег, выдаваемых под ставку в размере не более 4%. Всего, полагает он, для исполнения национального плана развития в ближайшие четыре года потребуется обеспечить экономику подобными кредитными средствами в объеме более 25 трлн руб.
При этом Дерипаска предлагает использовать китайскую модель кредитования. «Делать это надо так же, как это делает китайский ЦБ, — с использованием ресурсов местных банков. Также он должен обеспечить финансирование экологической модернизации в этот 16-летний период, а это еще более дешевые и длинные деньги», — пишет миллиардер.
Денис Порывай, аналитик Райффайзенбанка, в разговоре с РБК скептически оценил предложение бизнесмена. «Ценообразование кредита для конечного заемщика определяется многими факторами, и ключевая ставка здесь имеет совсем не прямолинейное влияние», — заметил он. По его мнению, идея о прямой раздаче денег Центробанком не сработает. «ЦБ не может управлять кредитным риском и заменить собой весь банковский сектор. Будут перегревы и очень неэффективная экономика. Так это не работает. Есть экономические взаимосвязи, нужно, чтобы было много участников, чтобы были кредитные институты и свободная конкуренция. Чтобы все это было эффективно, нужны единые правила и исполнение их», — сказал Порывай.
Главный экономист консалтинговой компании «ПФ Капитал» Евгений Надоршин в разговоре с РБК сравнил заявление Дерипаски с предложением упразднить или национализировать банковскую систему и выдавать все кредиты напрямую из Центрального банка. «Современная экономическая мысль не считает данный подход ничем перспективным. И ЦБ Китая делает не так: целевые кредиты по специальным низким ставкам получают избранные по решению партии или чиновников от партии, [кредиты выдаются] ограниченному кругу участников. В моем понимании этот призыв, по сути, деструктивен и призывает к упразднению банковской системы, и в Китае так это не работает», — считает аналитик.
Дерипаска ранее неоднократно выступал с критикой решений регулятора. В марте он резко отозвался о решении ЦБ сохранить ключевую ставку на уровне 6%, несмотря на отклонения от базового прогноза. Он заявил, что Центробанк «прямиком из космоса пробил дно в своем болотце, которое он бережно лепил последние четыре года на отрывках из учебников по макроэкономике 50-х и 60-х годов». По его мнению, регулятор неверно оценил ситуацию в экономике и не видит глубину кризиса. «Банк России либо не осознает глубину нарастающих проблем, либо пытается их скрыть», — написал тогда миллиардер.
Еще один заочный спор бизнесмена с Эльвирой Набиуллиной оказался связан с идеей о прямых выплатах населению в условиях кризиса. Дерипаска указывал на опыт США и Гонконга, где гражданам была оказана прямая материальная помощь. В то же время Набиуллина заявила, что необходимости в этом нет, поскольку у государства есть другие методы поддержки населения.
В сентябре 2019 года во время выступления на площадке Восточного экономического форума Дерипаска предложил лишить Центробанк статуса мегарегулятора, а полномочия по наблюдению за конкурентоспособностью банковского сектора передать Федеральной антимонопольной службе (ФАС). «Мегарегулятор консолидировал отрасль, что привело к росту процентных ставок. Если в мире платят за передачу денег 1,25%, то у нас — 6,5% при завышенной ставке», — объяснял он свою идею. ФАС с этим предложением не согласилась.