Европейские индексы рухнули после референдума в Британии
«Мы переходим на совершенно неизведанную территорию, где единственной определенностью будет сохраняющаяся неопределенность», — заявил в пятницу главный экономист по Европе рейтингового агентства Standard & Poor’s Жан-Мишель Сикс.
Британский «черный лебедь» усилил экономические и политические риски в Евросоюзе, заставил инвесторов заговорить о новых волнах волатильности, ожидающих рынки, а экономистов — снижать прогнозы по росту мировой экономики.
Сюрприз для рынков
Результаты референдума в Великобритании застали инвесторов врасплох. К закрытию торгов в Японии один из важнейших фондовых индексов Японии Nikkei 225 рухнул на 7,92%, показав самый существенный спад с марта 2011 года, когда сильнейшее землетрясение и цунами привели к 10-процентному падению рынков. Гонконгский Hang Seng к 8:00 мск упал на 5,65%, шанхайский SSE Comp — на 2,87%.
Основной индекс Лондонской биржи FTSE100 открылся снижением на 8%. Инвесторы в Европе готовились к худшему: «Это страшно, и я никогда ничего подобного не видел. Мы ожидаем увидеть отток средств практически из всех активов. Многие инвесторы потеряют много денег», — сказал Bloomberg до открытия европейских площадок руководитель отдела исследований и инвестиций ETF Securities Джеймс Баттерфилл. Главный экономист Mizuho Bank Вишну Варатан в комментарии Bloomberg выразился более эмоционально: «Все летит к чертям». По его мнению, единственная безошибочная стратегия — покупка золота и американских казначейских бумаг.
В итоге в среднем рынки развитых стран в первые часы после исторического референдума потеряли 8–9%. Американские фондовые рынки вслед за европейскими открылись в красной зоне. На минимуме индекс S&P 500 упал более чем на 3,5%, высокотехнологичный индекс NASDAQ — почти на 4%.
Аналитики BofA предсказывают общее падение основных европейских индексов на 16% к закрытию 24 июня. Возросшая волатильность на рынках помешает Федеральной резервной системе вернуться к ужесточению денежно-кредитной политики по крайней мере до декабря, отмечают аналитики UBS.
Реагируя на результаты референдума, Банк Англии, вероятно, будет вынужден смягчить денежно-кредитную политику, снизив ключевую ставку на 50 б.п. до конца года, и вернуться к политике количественного смягчения и скупке активов на 50-75 млрд фунтов, пишет Дэннис из UBS. Глава британского Центрального банка Марк Карни уже заявил, что регулятор «хорошо подготовлен» к ситуации, когда нужно поддерживать рынки и может предоставить больше 250 млрд фунтов дополнительного фондирования.
Бегство от риска
Аналитик Goldman Sachs Питер Оппенхаймер отмечает, что одним из основных последствий референдума станет бегство инвесторов из рискованных активов в защитные: например, цена на золото (контракты с немедленной поставкой) в выросла на 8,1% до $1,322 за унцию после объявления предварительных результатов, — это максимум за два года. В последний раз подобное движение цен наблюдалось в 2008 году.
На денежных рынках перед референдумом возник повышенный спрос на доллары, типичный для периодов напряженной ситуации с фондированием, отмечает Маккиннон из ВТБ Капитала. Доллар укрепился относительно фунта почти на 10% до 0,73 фунта/долл. и на 2,4% относительно евро до 0,89 долл./евро.
Укрепление доллара вызвало снижение котировок на сырьевых рынках. Стоимость барреля Brent упала на 4,7% до $48,50/барр. Аналитик HSBC Гордон Грей отмечает, что результаты референдума представляют двусторонний риск для цен на сырье. «Решение о выходе из Евросоюза стало шоковым для мировой экономики, оно подрывает уверенность инвесторов, скажется на торговле и инвестициях, и, возможно снизит спрос на сырье. Кроме того, на цены на нефть существенное влияние окажет укрепление доллара», — отмечает он.
Вслед за ценами на нефть падает и стоимость российской валюты. К 19:00 пятницы доллар укрепился на 2,2% до 65 руб./долл. Россия следует общей тенденции развивающихся рынков, рубль падает вслед за валютами развивающихся стран, пишет аналитик Sberbank CIB Андрей Кузнецов. «Мы не исключаем, что британский референдум может повлиять на действия макро фондов, которые в прошлом году делали ставку на восстановление фундаментальных показателей российской экономики. Выход Великобритании из ЕС открывает им множество других торговых возможностей, поэтому они могут закрыть свои российские позиции», — пишет он.
Однако выход Великобритании из ЕС может и иметь и положительные последствия для России, например, он может привести к пересмотру санкций, отмечает Кузнецов. «Такое развитие событий, возможно, внесет раскол в позицию европейских стран по вопросу антироссийских санкций. Из трех негласных лидеров Евросоюза — Великобритании, Германии и Франции — первая была самым непоколебимым сторонником санкционного режима и испытывала в связи с этим наименьшее политическое сопротивление внутри страны», — объясняет он. По мнению Sberbank CIB, даже при том, что Великобритания формально пробудет в Евросоюзе еще как минимум два года, ее влияние в ЕС, скорее всего, существенно уменьшится с учетом итогов референдума.
Несмотря на меры поддержки, британский рынок может упасть на 13%, пишут аналитики UBS. Фунт стерлингов, который после референдума подешевел на 9,4% и впервые за 30 лет опустился ниже отметки $1,35, может прийти к паритету с евро через несколько кварталов, если платежный баланс Великобритании будет сжиматься.
«Политическая неопределенность, скорее всего, сохранится, оказывая давление на финансовые рынки. Эта неопределенность также может подорвать и без того слабый процесс восстановления экономики еврозоны», — объясняет Маккиннон. Главный стратег Julius Baer Кристиан Гаттикер отмечает, что «цепная реакция и попытка найти ответ на вопросы, станет ли выход Великобритании из Евросоюза его концом и т.п.» может вызвать сильную волатильность на рынках. Наблюдать это можно будет по изменениям спредов доходности облигаций периферийных европейских государств в ближайшие дни. Если они вырастут, рынок готовится к развалу Евросоюза, добавляет он.