Улюкаев опроверг требование к госкомпаниям продавать валюту
«Мы не будем ставить на контроль, и мы ничем не обязывали госкомпании. Никаких договоренностей об объемах, сколько они там должны на гора выдать, – таких договоренностей нет», – заявил министр в ответ на просьбу подтвердить сообщения в СМИ о том, что госкомпании-экспортеры должны продавать по $1 млрд в день (цитата по ТАСС).
Сегодня из публикации в газете «Коммерсантъ» стало известно, что правительство предписало пяти крупнейшим компаниям-экспортерам («Газпром», «Роснефть», АЛРОСА, «Зарубежнефть» и производитель бриллиантов ПО «Кристалл») с учетом их дочерних структур до 1 марта 2015 года привести размер «чистых валютных активов» к уровню не выше, чем по состоянию на 1 октября этого года. Издание при этом ссылалось на свои источники.
Опрошенные газетой участники валютного рынка сообщили, что если госкомпании будут продавать валюту равномерно, то в течение первых двух месяцев 2015 года ежедневные дополнительные поступления на рынок составят около $1 млрд, что обеспечит 20–25% дневного биржевого оборота валюты и при стабилизации цен на нефть может реально поддержать и укрепить рубль.
Сегодня на сайте правительства РФ появилось сообщение о том, что представителям интересов РФ в советах директоров «Газпрома», «Роснефти», АЛРОСА, «Зарубежнефти» и ПО «Кристалл» предписано голосовать за снижение размера чистых валютных активов компаний до уровня 1 октября 2014 года и последующее поддержание размера чистых валютных активов общества на этом уровне. «Указанные открытые акционерные общества должны будут представлять еженедельно в Банк России отчет о размере чистых валютных активов общества», – отмечается в сообщении пресс-службы правительства.
«Роснефти» сложно будет превысить оговоренную в постановлении правительства планку. На 1 октября у компании на счетах и депозитах было $12,3 млрд, эти деньги предназначались для выплат по внешнему долгу. Только в IV квартале «Роснефть» должна была выплатить $10,2 млрд, еще около $7 млрд компания должна перечислить кредиторам в феврале 2015 года. Данных о размере валютных активов на конец III квартала по другим компаниям нет.
Разговор с президентом
18 декабря 2014 года во время большой пресс-конференции президент Владимир Путин признал, что в разгар роста цен на доллар и евро лично «по дружбе» поговорил с главами некоторых компаний-экспортеров, но «не заставлял» их. «Два дня назад я с некоторыми из них разговаривал по телефону по дружбе и задал вопрос: что же вы придерживаете? Я, кстати, не заставлял ничего делать. «Нам нужно платить по кредитам скоро». – «А если по сусекам поскрести, можно на рынок выйти?» – Подумал, через секунду отвечает: «Ну, $3 млрд у нас есть». $3 млрд в загашнике! Это же не 30 копеек. Это только у одной компании», – говорил президент, уточняя, что у всех экспортеров наберется даже «не $30, а $300 млрд».
В начале декабря в Госдуму был внесен проект закона, обязывающего российских индивидуальных предпринимателей и компании продавать ЦБ половину своей валютной выручки. Необходимость введения столь жесткой меры в пояснительной записке к законопроекту объясняется тем, что в условиях экономического кризиса требуются «экстренные меры по удержанию курса национальной валюты для снижения вышеуказанных негативных для граждан России последствий».
В середине ноября 2014 года первый зампред ЦБ Ксения Юдаева заявила, что Банк России не поддерживает идею о введении обязательной продажи валютной выручки российскими компаниями-экспортерами. Банк России принял решение об обнулении существовавшего до тех пор норматива обязательной продажи части валютной выручки в марте 2006 года.