Банки Уолл-стрит обвинили в манипуляциях ценами на сырье
В рамках двухлетнего расследования подкомитет изучил 90 тыс. страниц документации банков и надзорных органов. Авторы почти 400-страничного доклада (был опубликован в среду) осудили практики финансовых организаций по закупке сырьевых товаров и манипуляции с ценами на них.
«Активное участие Уолл-стрит в торговле сырьевыми товарами подвергает угрозе наших производителей и целостность наших рынков, – прокомментировал выводы доклада председатель подкомитета по расследованиям, сенатор Карл Левин. – Пора разделить банковскую и торговую деятельность, а также лишить Уолл-стрит возможности извлекать выгоду в ущерб промышленности и потребителей посредством использования внутренней информации».
После выхода доклада представителей банков вызвали в подкомитет на двухдневные слушания. Все как один отвергли обвинения в нарушении законодательства.
Между тем авторы исследования выяснили, что финансовые организации использовали подконтрольные торговые компании для доступа к коммерчески важной закрытой информации, из которой можно было извлечь выгоду при совершении сделок.
Круговорот металла на складах
Впервые о влиянии банков на стоимость commodities написала The New York Times в июле 2013 года. Тогда издание сообщило, что алюминий без видимой на то причины «кочует» по складам принадлежащего Goldman Sachs оператора Metro International Trade Services. Metro, входящий в складскую систему Лондонской биржи металлов (LME), по правилам биржи должен был поддерживать определенный оборот металла, чтобы сроки хранения не затягивались до бесконечности. Но вместо того, чтобы отгружать металл потребителям, Metro просто перевозила алюминий с одного склада на другой. По итогам журналистского расследования NYT пришла к выводу, что эта «карусель» является элементом стратегии Goldman Sachs, направленной на увеличение очередей потребителей за металлом со складов. Банк получает комиссионные за каждый день хранения товара.
Вышедший доклад подтвердил выдвинутые тогда предположения. Комитет пришел к выводу, что большие очереди на отгрузку металла стали результатом хитроумной стратегии, принятой почти сразу после того, как Goldman Sachs приобрел Metro в 2010 году. Важнейшей составляющей этой стратегии было решение предлагать финансовые стимулы держателям алюминия в складской сети Metro на то, чтобы они как можно дольше хранили металл на складах. В докладе подкомитета эта схема описана так: финансовая фирма, не являющаяся конечным потребителем металла, отменяет контракт на его хранение и встает в очередь на получение. Но когда очередь подходит, клиент просто перемещает металл на другой склад Metro поблизости (сеть складов Metro сконцентрирована в районе Детройта). Таким образом, алюминий возвращается в систему Metro, и схема может быть воспроизведена: это только удлиняет очередь.
Страдают от этого компании, которым металл действительно нужен, например, производители пива в алюминиевых банках. Представитель чикагской пивоваренной компании MillerCoors в июле прошлого года заявлял, что общемировая себестоимость алюминия была завышена на $3 млрд за счет нечестных правил, которые позволяют операторам складов удерживать металл. Американский производитель продукции из алюминия Superior Extrusion в прошлом году подал иск со статусом коллективного к Goldman Sachs как владельцу Metro. Крупнейший в мире потребитель алюминия, компания Novelis с 2011 года критикует систему авторизованных LME складов и практики, направленные на завышение цен. Неоправданно высокие ценовые премии выгодны не только операторам складов, банкам и торговым компаниям, но и производителям первичного алюминия, таким как Alcoa, Rusal и Hydro, сказал в четверг на слушаниях вице-президент Novelis Ник Мэдден.
Катастрофические риски
Авторы расследования также установили, что Goldman Sachs, Morgan Stanley и J.P.Morgan сформировали огромные запасы алюминия, нефти, авиатоплива и иных сырьевых продуктов и не смогли должным образом застраховать себя от значительных убытков, которые могли бы возникнуть в связи с какой-либо катастрофой. Например, ядерное топливо, принадлежащее банку, может пропасть; танкер может разлить нефть и т.п. В докладе подкомитета приводятся выдержки из ранее не публиковавшегося обзора ФРС от 2012 года, в котором отмечается, что банки пренебрегают рисками чрезвычайных происшествий с принадлежащим им сырьем. Все упомянутые в исследовании финансовые компании могли понести убытки, относящиеся к операциям с сырьевыми товарами, и дефицит средств каждой из них на их покрытие мог составить $1 – $15 млрд.
ФРС как финансовый мегарегулятор США готовит новые правила, которые ограничат некоторые операции банков на физических рынках сырья и обяжут банки резервировать больше капитала под риски, связанные с участием на товарных рынках, заявил в пятницу на слушании подкомитета один из управляющих ФРС Дэниэл Тарулло.
Большая часть доклада посвящена деятельности Goldman Sachs. В ней отмечается, что Goldman приобрел Metro в 2010 году, и с тех пор доля оператора в американской системе металлических складов превысила 85%. При этом время ожидания отгрузки металла увеличилось в 15 раз, с 40 до 600 дней. А поскольку банк выступал и продавцом металла, и владельцем оператора складов, на которых он хранился, то это давало ему возможности для злоупотребления своим привилегированным положением.
J.P.Morgan, по мнению надзорного органа, совершая крупные сделки с медью, нарушил норму, согласно которой совокупная стоимость запасов принадлежащего банкам сырья не должна превышать 5% от объема его капитала первого уровня (Tier 1). Банк признал нарушение законодательства в 2011 году. Это был единственный случай за почти 20 лет торговой деятельности, сообщил на слушаниях Джон Андерсон, соруководитель направления «Глобальные коммодитиз» J.P.Morgan Chase.
Комитет также выяснил, что под контролем Morgan Stanley до недавнего времени находилось 55 млн баррелей нефти, 100 нефтяных танкеров, трубопроводы совокупной протяженностью 6 тыс. миль, и при этом банк еще и пытался поставлять авиатопливо крупнейшим авиалиниям и заниматься поставками собственного компримированного природного газа.
«Аморально, но не противозаконно»
Одновременно с выходом доклада Goldman выпустил заявление, в котором отверг свою причастность к внутрискладскому движению металла. Банк сообщил, что Metro всегда соблюдала требованиями владельца металла к его движению, деятельность Goldman отвечала нормативам LME и никак не влияла на себестоимость пивных банок, которые, как известно, производят из алюминия.
J.P.Morgan также сообщил о полном соблюдении правил складирования.
Представитель Morgan Stanley, ознакомившись с докладом, заявил, что банк «гордится своим комплексным подходом к риск-менеджменту, который позволил компании последние тридцать лет взвешенно и эффективно заниматься торговлей сырьевыми товарами».
Агентство Reuters подытожило позицию банков цитатой анонимного источника, близкого к системе металлических складов: «Аморально, но не противозаконно».
Итоги расследования сенатского подкомитета могут оказаться не только бесперспективными с юридической точки зрения, но и запоздалыми. Банки активно сокращают свое присутствие на физических рынках сырья. J.P.Morgan в этом году продал свой бизнес по торговле физическим сырьем швейцарскому трейдеру Mercuria за $800 млн. Morgan Stanley до конца 2014 года должен продать нефтетрейдинговое подразделение «Роснефти», хотя политически чувствительная сделка зависла в Комитете по иностранным инвестициям США. Наконец, Goldman Sachs с мая 2014 года ищет покупателей на Metro International Trade Services. При этом, как сообщил телеканал CNBC, на актив претендует по меньшей мере одна российская компания. «Сейчас мы находимся в процессе продажи Metro и встретили интерес со стороны компаний из Европы, Китая и России», - сказал в четверг представитель Goldman Sachs Жак Габиллон. В 2010 году банк заплатил за этот актив $540 млн.