ЦБ опроверг данные о закупке валюты для сдерживания курса рубля
Информация о покупке Банком России валюты у экспортеров для сдерживания курса рубля не соответствует действительности, заявили РБК в пресс-службе регулятора.
«Ведомости» со ссылкой на источники сообщили, что ЦБ вернулся к закупкам валюты у экспортеров через посредников, чтобы предотвратить неконтролируемое укрепление рубля. По словам близкого к правительству собеседника, спроса на валюту, сопоставимого с экспортной выручкой, на рынке не появилось, и ЦБ начал проводить «квазиинтервенции». Источники издания не описали конкретный механизм и не назвали его участников.
В январе ЦБ на фоне падения рубля объявил о приостановке закупки валюты на рынке, чтобы снизить волатильность финансовых рынков.
В конце февраля ЕС и США ввели против Центробанка санкции из-за начала российской военной операции на Украине.ЦБ 24 февраля начал проводить валютные интервенции для стабилизации ситуации на финансовом рынке. Чтобы поддержать рубль в условиях ограничений, Минфин обязал российские компании продавать 80% валютной выручки в течение трех дней после ее зачисления на счет. При этом, как сообщал собеседник «Ведомостей», и до введения этого требования компании реализовывали около 77% валютной выручки. В апреле норму смягчили: срок продажи валюты увеличили с трех до 60 рабочих дней.
Курс доллара после санкций обновил исторический максимум и достиг 121,5275 руб., но вскоре стал резко укрепляться. 23 мая курс доллара составил 58,3 руб.
Многие иностранные эксперты называли укрепление российской валюты искусственным. 19 мая помощник президента Максим Орешкин назвал курс рубля абсолютно рыночным. «Центральный банк и Минфин перестали покупать иностранную валюту на рынке. Мы закрыли возможность вывода капиталов в недружественные страны и платежи инвесторам из недружественных стран. Европейский союз серьезно ограничил объемы их экспорта в нашу страну. В итоге мы сейчас оказываемся в ситуации, когда у нас валюты в страну приходит много, а потребность в ней существенно сократилась. И так как ни доллар, ни евро в том объеме, в котором они приходят в страну, сейчас не нужны, мы видим серьезное укрепление национальной валюты», — пояснил он.