Верховный суд отказал VIP-вкладчице Мастер-банка в возврате денег
Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного суда (ВС) отказала одной из VIP-вкладчиц Мастер-банка в требовании включить ее в реестр кредиторов и в возврате средств, встав на сторону Агентства по страхованию вкладов (АСВ), сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на резолютивную часть решения. Имя вкладчицы не называется.
Суд оставил без изменения решения судов предыдущих инстанций, а кассационную жалобу на них оставил без удовлетворения.
О существовании VIP-вкладчиков Мастер-банка стало известно после отзыва лицензии в 2013 году. Они заключали с кредитной организацией нетиповые договоры и размещали свои средства под повышенные проценты. АСВ отказывалось включать их в реестр кредиторов, поскольку у таких вкладчиков отсутствовали документы, подтверждающие факты внесения денег в кассу, за исключением нетиповых договоров с банком.
В октябре прошлого года Конституционный суд России постановил, что наличие вклада может подтверждаться любыми документами, в том числе нетиповыми договорами. КС отмечал, что вкладчик при заключении договора с банком должен руководствоваться принципами разумности и добросовестности.
Дело, по которому опубликована резолютивная часть решения, является первым для VIP-вкладчиков Мастер-банка, дошедшим до рассмотрения в коллегии по экономическим спорам ВС в результате пересмотра с учетом обнародованной позиции КС.
Мотивировочной части решения пока нет. По данным «Коммерсанта», оглашая в суде позицию АСВ, его представитель в первую очередь указывал на недобросовестность действий VIP-вкладчицы банка. Он отмечал, что договор, заключенный с ней, не размещался в публичном доступе, суммы процентов по вкладу, указанные в выписках со счетов, не совпадали с указанными в договоре, а сама вкладчица, скорее всего, знала об особых условиях, на которых делала вклад, через личное знакомство с руководством банка.
Мастер-банк потерял лицензию на ведение банковской деятельности в ноябре 2013 года. На тот момент ее отзыв стал крупнейшим в России страховым случаем. В качестве причины глава ЦБ Эльвира Набиуллина назвала «вовлеченность банка в обслуживание теневой сети экономики, незаконного оборота, неоднократное нарушение законодательства по борьбе с отмыванием».