Эксперты спрогнозировали новое повышение ключевой ставки ЦБ
Инфляция не замедляется, и это может быть для регулятора «неприятным сюрпризом»Совет директоров Банка России в шестой раз подряд с марта 2021-го поднимет ключевую ставку, реагируя на повышенный рост цен, прогнозируют опрошенные РБК аналитики. Заседание состоится 22 октября. Собеседники РБК склоняются к варианту повышения сразу на 0,5 п.п. — с 6,75 до 7,25%, хотя и не исключают роста на 0,25 п.п.
Согласно консенсус-прогнозу Bloomberg, экономисты разделились практически поровну: 20 из них ожидают повышения ставки до 7% и 18 — до 7,25%.
В сентябре инфляция ускорилась до 7,4% после 6,7% в августе. Продовольственные товары в сентябре подорожали на 9,2%, непродовольственные — на 8% год к году. Сильно дорожали помидоры (+24,9%) и огурцы (+17,3%), что нетипично для цен на плодоовощную продукцию в сентябре. В октябре ситуация практически не изменилась: по состоянию на 11 октября инфляция превысила 7,6%.
Банк России ожидает, что инфляция начнет замедляться в четвертом квартале 2021 года, объяснил регулятор в своем сообщении насчет предыдущего повышения ставки в начале сентября. Вместе с тем октябрьское заседание будет опорным и ЦБ представит новые среднесрочные прогнозы, в том числе уточнит прогноз по инфляции. Текущий (июльский) прогноз — 5,7–6,2%.
Сам ЦБ уже в сентябре допустил возможность дальнейших повышений ключевой ставки. Председатель Банка России Эльвира Набиуллина позднее уточнила этот сигнал: «Наше июльское решение, когда мы сразу повысили ставку на 1 процентный пункт, еще не полностью, что называется, «отыгралось». Поэтому может потребоваться дополнительное повышение или несколько шагов повышения ставки на ближайших заседаниях совета директоров».
Инфляция заставляет пересматривать прогнозы
Базовый сценарий — это повышение ставки на 0,5 п.п., считает экономист ING по России и СНГ Дмитрий Долгин: вероятность такого действия составляет 60%, остальные 40% приходятся на вариант повышения на 0,25 п.п. «В октябре инфляция ускорилась до 7,6%, что сильно выше, чем прогнозная траектория, на которую ориентировался ЦБ, поэтому, скорее всего, требуется более агрессивный шаг, чем стандартные 0,25 п.п.», — аргументирует эксперт.
В начале прошлой недели, 12 октября, свой прогноз инфляции пересмотрело Минэкономразвития, повысив оценку на конец года с 5,8 до 7,4%. Сейчас этот прогноз пересматривают и аналитики.
Годовой рост цен может превышать 7,6% до конца ноября и перейти в диапазон 7–7,5% лишь к концу декабря, ЦБ же повысит ставку на 0,5 п.п., ожидают экономисты Росбанка. К целевым 4% инфляция сможет вернуться лишь в 2023 году, указали они в своем обзоре.
«ВТБ Капитал» установил свой прогноз роста цен на конец года на уровне 7,6%, «Мы полагаем, что на октябрьском заседании совет директоров Банка России поднимет свой прогноз на 2021 год ближе к нашей оценке», — говорится в обзоре инвестбанка. Но аналитики «ВТБ Капитала» считают, что «аргументов в пользу более осторожного решения все же чуть больше». Повышение ставки на 0,5 п.п. позволит не обмануть рыночные ожидания и несколько ускорить цикл ужесточения, но шаг на 0,25 п.п., возможно, в большей степени соответствовал бы снижению инфляционных ожиданий и текущим тенденциям экономического роста, отмечается в обзоре. Инфляционные ожидания после июльского пика (13,4%) замедлились до 12,5% в августе и до 12,3% в сентябре.
«Текущие цифры по инфляции выбиваются за рамки прогноза регулятора и, видимо, являются для него неприятным сюрпризом. Фактически инфляция не оставляет для ЦБ пространства для маневра — надо повышать ставку», — утверждает главный стратег «Атона» Александр Кудрин. В случае если инфляция находится на пике, «тогда не очень важно, какое именно решение ЦБ примет, главное, что это будет, скорее всего, последнее повышение в цикле». «Если возможно дальнейшее движение инфляции вверх, то тогда, по всей видимости, придется делать несколько повышений до конца года. Возможен вариант повышения ставки на 0,5 п.п. в октябре и на 0,25 п.п. в декабре», — отметил он.
Хотя текущая инфляция не должна рассматриваться как ключевой аргумент при принятии решений о ставке, ускорившийся рост цен уже влияет на инфляционные ожидания населения, рассуждает директор финансового центра «Сколково-РЭШ» Олег Шибанов: «Они закрепляются на высоком уровне, не на том, который бы хотел видеть ЦБ».
«Нет смысла ждать, сейчас надо дать сигнал и попробовать перевести потребительское поведение россиян в сберегательное», — считает экономист.
Окажет ли влияние на планы ЦБ нерабочая неделя
Эпидемиологическая обстановка стабильно ухудшается в последний месяц, за последние сутки в России выявлено 33 740 новых случаев заражения COVID-19, скончались 1015 человек, что является новым антирекордом. 19 октября вице-премьер Татьяна Голикова предложила объявить нерабочую неделю с 30 октября по 7 ноября. Предложение поддержал премьер Михаил Мишустин, но еще не одобрил президент: совещание правительства с Владимиром Путиным запланировано на среду. Мэр Москвы Сергей Собянин уже объявил о новых ограничительных мерах: теперь непривитые или непереболевшие москвичи старше 60 лет должны соблюдать «домашний режим», а работодатели обязаны перевести на удаленку не менее 30% сотрудников.
Шоки, связанные с пандемией, приводят к тому, что предприятия и публика откладывают большие инвестиции и крупные покупки, отмечает главный экономист «ВТБ Капитала» по России и СНГ Александр Исаков. «Обычно в ответ на шоки неопределенности ЦБ проводит относительно более мягкую политику. В этом смысле рост этой неопределенности (в виде новых ограничений. — РБК), скорее всего, будет аргументом в пользу более осторожных решений по ставке», — указал экономист.
Действительно, ситуация с распространением инфекции развивается по негативному сценарию, но пока непонятно, означают ли ограничения снижение инфляционных рисков, колеблется Долгин. Скорее всего, из-за ухудшения ситуации сектор услуг будет замедляться, но на цены на продовольствие и на бензин это не повлияет, отмечает Олег Шибанов.
«Если предположить, что решение о нерабочей неделе будет принято и будут введены более серьезные ограничения, связанные с применением QR-кодов, наверное, это скажется на потреблении и будет дезинфляционным фактором», — считает Кудрин. В любом случае потенциальная нерабочая неделя — это новая вводная для ЦБ, которая не упрощает ему задачу, заключает эксперт.