ВТБ решил избавиться от избытка валюты
В понедельник, 19 октября, ВТБ предложил инвесторам досрочно выкупить еврооблигации десяти выпусков, торгующихся на Люксембургской бирже. Цена выкупа пяти выпусков на $750 млн будет определена в ходе голландского аукциона (аукциона на понижение), минимальная премия составит 0,25–0,75 п.п. к цене на момент объявления о выкупе. Еще четыре выпуска будет выкуплено по фиксированной цене без ограничения по объему, для выкупа выпуска в швейцарских франках будет установлен лимит в 100 млн франков. Держатели бумаг должны принять решение до 27 октября.
Это второе предложение ВТБ по выкупу собственных евробондов с начала года. Предыдущее было сделано в июле, но держатели бумаг не проявили большого интереса: банк был готов выкупить бумаги на $750 млн, инвесторы предъявили меньше половины.
Оба предложения ВТБ предполагали выкуп бумаг по рыночным ценам без существенной премии, говорит старший портфельный управляющий GHP Group Федор Бизиков. «Но в июле доходность российских бумаг в целом и евробондов ВТБ в частности была выше: например, короткий выпуск ВТБ-17 торговался с доходностью около 5,5–6%. Сейчас по тому же выпуску доходность снизилась до 3,7%, т.е. инвесторам может быть интереснее принести бумаги банку и найти альтернативные вложения с более высокой доходностью», — добавляет он.
Слишком много валюты
ВТБ объясняет предложение о выкупе желанием эффективно управлять пассивами при наличии достаточного объема валютной ликвидности. «Такой комментарий соответствует общей ситуации с ликвидностью в российской банковской системе. Многие банки выставляют формальные предложения о выкупе или выкупают бумаги на открытом рынке», — пишут аналитики Sberbank CIB Сергей Гончаров и Андрей Павлов-Русинов. Они напоминают, что объем розничных и корпоративных депозитов банка, согласно отчетности по МСФО, вырос на 5% в июле и августе. «Недавно вышедшая отчетность ВТБ по РСБУ подтверждает такую динамику, демонстрируя довольно высокие темпы роста розничных валютных депозитов в последние месяцы (в сентябре приток с начала года составил 15%)», — отмечают они.
Решение о выкупе, скорее всего, связано с увеличением объема валюты на счетах клиентов, возвращающих средства из иностранных юрисдикций, добавляет аналитик Райффайзенбанка Денис Порывай. «Геополитическая обстановка повысила риски сохранности частного капитала российского происхождения в иностранной юрисдикции. Теперь для некоторых лиц безопаснее хранить валюту в локальных банках», — объясняет он, отмечая, что в сентябре российские банки получили валюты на $10,8 млрд. Поступление в систему такого большого объема валютной ликвидности, по подсчетам Порывая, создало избыток валюты на уровне $4,9 млрд.
Банк направит на выкуп не только полученную от клиентов ликвидность, но и капитал, отмечает Порывай. ВТБ в конце июля получил вливание в капитал первого уровня на 307,4 млрд руб. ($4,9 млрд по текущему курсу) от Агентства по страхованию вкладов. «В условиях нулевой прибыльности эти средства эффективно направить на выкуп облигаций ВТБ-22, торгующихся с доходностью 8,05%, получив двузначную рублевую доходность», — пишет он.
Фондирование за счет еврооблигаций дорого обходится ВТБ, отмечает аналитик Газпромбанка Андрей Клапко. По его подсчетам, средняя стоимость валютных процентных пассивов ВТБ в третьем квартале 2015 года составляла 4,2%, что ниже доходности выкупаемых бондов и оправдывает выкуп облигаций выше номинала, пишет он. «Сейчас ставки по вкладам в долларах и евро в среднем на уровне 3%. Логично направить их на выкуп обязательств валюте, чтобы не платить инвесторам купон по более высокой ставке. Это очень хорошая операция, позволяющая сэкономить на марже», — соглашается аналитик UBS Михаил Шлемов.
Некуда вложить
В начале октября Промсвязьбанк также объявил оферту на выкуп евробондов двух выпусков на общую сумму $457 млн. Выпуск с погашением в 2021 году и доходностью 10,5% предложено выкупить по номиналу. Выпуск с погашением в 2019 году и доходностью 10,2% — по цене 90% от номинала. Инвесторы принесли бумаги на $135,6 млн.
В условиях неопределенности, которая сейчас есть на российском рынке, проще выкупить свои обязательства, чем развивать проекты, предполагающие отдачу на горизонте пяти—семи лет, говорит Бизиков. Шлемов добавляет, что стремление банков выкупить свои обязательства связано и с падением спроса на валютное кредитование. «Экспортеры прошли пик выплат внешнего долга, сейчас из-за сокращения инвестиционных программ у них скопился большой объем избыточной валютной ликвидности и нет необходимости в привлечении валюты в банках», — пояснил он. То есть банкам просто некому эту валюту дать в долг.
Кредитный портфель ВТБ с начала года сократился на 3,3%, до 8,6 трлн руб., корпоративное кредитование сократилось на 4%. По оценкам Порывая, в кредитном портфеле ВТБ сократился объем как валютных займов, что косвенно подтверждается способностью компаний самостоятельно рефинансировать свой внешний долг, так и рублевых кредитов, что отражает низкую инвестиционную активность в текущих слабых экономических условиях, пишет Порывай.