Законопроект о коллекторской деятельности отправили на доработку
Законопроект о коллекторской деятельности, работа над которым идет более пяти лет, получил отрицательный отзыв президентского Совета по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства, пишет газета «Коммерсантъ». Проект признан юридически неграмотным, авторам поручено его переписать.
Как отметил вице-президент Торгово-промышленной палаты РФ, член Совета по кодификации и содействия гражданскому законодательству Вадим Чубаров, проект был отправлен на доработку.Руководитель аналитической службы юридической компании «Инфралекс» Ольга Плешанова заявила изданию, что законопроект с юридической точки зрения написан очень казуистически и, несмотря на большое число ограничений, оставляет «море лазеек».
Речь идет о проекте закона «О деятельности по взысканию просроченной задолженности», разработанного Минэкономразвития, который ведомство готовит с 2008 года. Вообще существует несколько версий подобного закона, который так и не был принят. Деятельность коллекторов сегодня не регулируется специальным законом, также на рынке нет контролирующего федерального органа.
В начале июня 2015 года с подачи Общероссийского народного фронта (ОНФ) в Госдуму были внесены поправки в закон о потребительском кредите, ограничивающие общение коллекторов с должниками, а также запрещающие беспокоить их родственников и жаловаться работодателям. В середине сентября 2015 года правительство предложило новый вариант этих поправок, которые описывают взаимодействие должника и коллекторов: способы, максимальная частота общения и недопустимые способы взыскания и т.д.
За первое полугодие 2015 года в МВД поступило 22 тыс. сообщений граждан о неправомерных действиях коллекторов. Чаще всего коллекторы, на которых жаловались должники, не имели официального статуса и не входили в профорганизации.
Как подчеркнул председатель правления Конфедерации обществ потребителей (КонфОП) Дмитрий Янин, ограничения к коллекторской деятельности в действующем законе о потребительском кредитовании были приняты в усеченном виде. «Если подходить к регулированию серьезно, то ключевыми положениями закона должны стать требования по лицензированию, ответственности за любые формы давления, право на отказ должника от очного или телефонного общения с коллектором. Без этих условий законопроект будет бессмысленным, а число жалоб граждан в МВД на коллекторов будет только расти», — пояснил Янин.
По словам президента «Секвойя кредит консолидейшн» Елены Докучаевой, версию законопроекта Минэкономразвития невозможно реализовать на практике. В частности, в проекте написано, что нельзя общаться с беременными женщинами, матерями детей до 1,5 лет, людьми старше 70 лет. «Но коллектор не может этого знать и не имеет возможности проверить эту информацию», — объясняет Докучаева. По ее словам, эти меры преследуют правильную цель — защитить права заемщиков, но на практике они не поддаются разумному контролю.