Альфа-банк заявил об усиливающемся давлении на ЦБ
Давление на Банк России усиливается, констатирует главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова в своем обзоре от 20 апреля. «Целый ряд экономистов, самым видным из которых является Сергей Глазьев, настаивает на необходимости снизить ключевую ставку ЦБ и даже проводить более агрессивное ослабление монетарной политики», — пишет Орлова. Эти эксперты полагают, что, повысив монетизацию экономики, можно будет запустить экономический рост, добавляет она.
Советник президента Сергей Глазьев регулярно выступает с критикой работы Центрального банка. По его словам, «ЦБ бездумно следует рекомендациям Международного валютного фонда снизить объем денежной массы и повысить ставку». ЦБ провозгласил политику таргетирования инфляции, однако уровень цен начал расти: «Это как если бы капитан корабля скомандовал: «Полный вперед!» — а корабль поплыл бы назад», — говорил ранее Глазьев. Он считает, так произошло потому, что ЦБ «выпустил из рук» инструменты, позволяющие влиять на денежно-кредитную политику, и свел все управление к регулированию процентной ставки. В результате, полагает Глазьев, курс рубля оказался «брошенным».
По мнению Глазьева, для стимулирования экономического роста Банк России должен провести эмиссию. Он оценивает необходимую сумму в 3–7 трлн руб. и считает, что эти средства должны поступить в реальный сектор экономики через банки по минимальной или нулевой процентной ставке.
«Противостояние между жесткой линией ЦБ, нацеленной на снижение инфляции, и этими экспертами сейчас предельно обострилось», — пишет Орлова. Представители ЦБ в последние дни высказывают озабоченность дальнейшим развитием бюджетной политики, которая через рост социальных расходов может существенно увеличить инфляционные риски, добавляет она.
К примеру, во вторник, 19 апреля, выступая на Апрельской международной научной конференции в Высшей школе экономики, первый зампред ЦБ Ксения Юдаева заявила, что «неспособность сравнительно быстро обеспечить соответствующую бюджетную коррекцию может привести к росту волатильности на финансовых и валютных рынках, новым шокам для экономического роста». Кроме того, по мнению Юдаевой, российская экономика обречена на «вечную стагнацию», если правительство не будет проводить структурные реформы и создавать стимулы для роста.
При этом Юдаева настаивает, что «политика Банка России по снижению инфляции до 4% является и политикой на достижение и более устойчивого экономического роста». Она отметила, что ЦБ будет выстраивать свою политику таким образом, чтобы достигнуть таргет по инфляции в 4%, а затем удерживать инфляцию на этом уровне.
Ближайшее заседание совета директоров, на котором будет принято решение изменить или сохранить ключевую ставку, пройдет в пятницу, 29 апреля. По мнению Орловой, пока слишком много аргументов против снижения ставки.
Экономическая статистика скорее говорит о том, что снижение ставки неоправданно, указывает она. «Во-первых, показатели роста оказываются лучше ожиданий: в марте промпроизводство сократилось всего на 0,5% при нашем прогнозе минус 1,5%, розничная торговля упала всего на 5,8% год к году, номинальные зарплаты по-прежнему растут», — пишет она. Во-вторых, данные по платежному балансу, вышедшие неделю назад, говорят о слабом счете текущих операций в России: «Это значит, что стране нужны ресурсы, чтобы финансировать приток капитала, и снижение ставки может только ухудшить картину». Наконец, согласно банковской статистике, в марте банки не снизили свою зависимость от ЦБ и продолжают пользоваться системой рефинансирования. Снижение ставки может создать для ЦБ дополнительные риски, добавляет Орлова.
Единственный аргумент в пользу снижения ставки — это, по мнению Орловой, замедление инфляции. По итогам марта инфляция составила 7,4% год к году и может остаться на этом уровне по итогам апреля. «Тем не менее динамика инфляции сейчас стала менее предсказуемой, так что вряд ли 29 апреля ЦБ будет принимать решение по ставке, ориентируясь на текущую инфляцию», — пишет она, добавляя, что не ждет снижения ставки на ближайшем заседании.