Страсти по биткоину: как в России зарегулируют криптовалюты и ICO
Законопроект «О цифровых финансовых активах», регулирующий понятия криптовалют, майнинга и первичного размещения токенов (ICO), 20 марта внесен на рассмотрение Госдумы. Документ был выставлен на общественное обсуждение в январе 2018 года. После обсуждений его содержания между Минфином, ЦБ и участниками рынка в новом варианте убрано положение о возможности обмена криптовалюты на рубли и не прописано ограничение по сумме участия неквалифицированных инвесторов в ICO.
Проект закона внесен группой депутатов во главе с руководителем комитета по финансовому рынку Госдумы Анатолием Аксаковым. Разработкой законопроекта, в соответствии с поручением президента, занимались Минфин и Центральный банк.
Согласно документу, токены и криптовалюты определяются как имущество. На территории России цифровые финансовые активы не являются законным платежным средством, отмечается в документе. Законодательно закрепляются условия проведения ICO и новый вид договора — смарт-контракт, исполнение обязательств по которому осуществляется с использованием цифровых финансовых технологий.
В законопроекте также определены условия обмена цифровых активов и условия участия неквалифицированных инвесторов в ICO — первичном размещении токенов. Основные противоречия между Минфином и ЦБ при разработке законопроекта касались именно этих вопросов. В итоге победила точка зрения ЦБ — обмен криптовалют на рубли пока разрешать не предполагается.
Как будет регулироваться обмен
«В текущей редакции мы видим запрет на обмен криптовалюты на фиатную валюту, что несет непонятные правоприменительные последствия», — рассказывает управляющий партнер Iconic Олег Равнушкин. Согласно законопроекту, обмен токенов на рубли и иностранную валюту предлагается разрешить через специальных операторов, а вот разрешения на обмен криптовалют на рубли в документе нет. Порядок и условия совершения таких сделок будет устанавливать уже ЦБ по согласованию с правительством.
При разработке законопроекта Министерство финансов предлагало разрешить обмен как криптовалют, так и токенов на другие цифровые активы, а также продавать их за рубли и валюты «через оператора обмена цифровых финансовых активов». Центральный банк же, в свою очередь, выступал против легализации оборота криптовалют, аргументируя это тем, что подобный шаг может способствовать отмыванию средств. Регулятор хотел разрешить обмен на территории России только токенов, а майнерам предлагал продавать криптовалюту за рубежом.
На вопрос РБК о том, каким образом Центральный Банк планирует разрешить вопрос обмена иных цифровых активов (не токенов) на рубли и иные валюты, в пресс-службе регулятора пояснили, что «обмен частных криптовалют на территории Российской Федерации в настоящее время не предусматривается».
По мнению регулятора, обращение частных криптовалют, которые ничем не обеспечены и не гарантируются ни одним государством, несет высокие риски как для потребителей, так и для инвесторов. «Операции с криптовалютами также несут в себе риски отмывания доходов, полученных преступным путем, поскольку даже при идентификации конечного участника обмена невозможно проследить и идентифицировать всю цепочку создания и обращения криптовалюты до ее выхода на площадку обмена», — пояснили позицию ЦБ в пресс-службе регулятора. Разрешение обменных операций с криптовалютами может открыть новые возможности для недобросовестных участников и создать значительные риски для стабильности финансовой системы, считают в Центробанке.
Участие инвесторов в ICO
Еще одной «острой» темой дискуссии вокруг законопроекта был вопрос о допуске к участию в ICO неквалифицированных инвесторов. Законопроект Минфина первоначально предусматривал ограничение для них на объем инвестиций в токены на уровне 50 тыс. руб. Это положение раскритиковали эксперты, и в итоге в новой редакции его убрали. Вместо этого появилось указание на то, что решение по ограничению суммы приобретения токенов лицами, не являющимися квалифицированными инвесторами, будет также принимать ЦБ. Сделано это «с целью обеспечения защиты неквалифицированных инвесторов», следует из пояснительной записки к законопроекту.
Размер лимитов и условия участия неквалифицированных инвесторов в ICO будут устанавливаться в отдельном акте Банка России, уточнили в пресс-службе регулятора. При этом установление ограничений для отдельных проектов на текущий момент не предполагается.
Что ЦБ еще предстоит решить?
Согласно документу, некоторые вопросы регулирования будет решать Центральный Банк. В частности, регулятору еще предстоит определить:
— перечень и правила совершения прочих сделок с цифровыми активами, кроме обмена токенов на рубли и иностранную валюту;
— порядок открытия, хранения информации о цифровых записях, ведения, закрытия цифрового кошелька, а также требования к защите цифровых кошельков;
— ограничения в отношении суммы приобретения токенов лицами, не являющимися квалифицированными инвесторами.
Рынок недоволен
Описанное сейчас в законе регулирование чрезмерно, считают опрошенные РБК эксперты. По их мнению, данные методы регулирования не соответствуют инновационной природе крипторынка и могут спровоцировать уход криптопроектов в другие юрисдикции.
«Законопроект в том виде, в котором он написан сейчас? — все еще очень сырой. Если принять закон в таком виде, скорее всего, он убьет всю идею майнинга, криптовалют и ICO в России. Компании продолжат проводить ICO за рубежом», — полагает генеральный директор платформы для криптофондов Tokenbox Павел Салас.
Эксперты признают, что положения законопроекта, с одной стороны, защищают инвесторов и наносят прямой удар по черным и серым зонам экономики, но «одновременно они ограничивают развитие криптовалютных и блокчейн-проектов, находящихся в легальной плоскости», полагает Олег Равнушкин.
Участники рынка беспокоятся, что ни одна из действующих блокчейн-систем или криптовалют не сможет работать в рамках этого закона. Организаторов ICO могут отпугнуть сложные условия выхода на ICO: необходимость описывать правила ведения реестра, подписывать инвестиционный меморандум усиленной квалифицированной подписью генерального директора и передавать копии меморандума на хранение в депозитарий. «Такое регулирование имеет право на существование, но оно, безусловно, не даст возможности адекватно использовать криптоэкономику для своих нужд», — считает глава группы по предоставлению юридических услуг для технологических проектов компании Deloitte СНГ Артем Толкачев.
Также критика касается попытки законодателей централизовать децентрализованную по своей сути систему блокчейна. «Если токены будут реализоваться через брокеров или банки, то теряются все преимущества технологии: появляются традиционные транзакционные издержки в виде комиссий посредников», — говорит основатель Blockchain.ru Group Дмитрий Мацук. «Закон говорит нам: чтобы использовать децентрализованный по своей сути блокчейн, мы должны прийти к Московской бирже — я так полагаю, что Мосбиржа и прочие профессиональные участники станут основными бенефициарами этого закона — и через централизованных участников работать, что довольно странно», — соглашается и Артем Толкачев.
Операторами обмена токенов, согласно законопроекту, должны будут выступить профессиональные участники рынка ценных бумаг, имеющие лицензию на брокерскую, дилерскую деятельность и деятельность форекс-дилера, а также организаторы торговли. Как сообщили РБК в пресс-службе Московской биржи, там уже ведутся работы по созданию необходимой инфраструктуры. «Цифровые активы, очевидно, интересны инвесторам, и появление соответствующего правого поля предоставляет возможность и Московской бирже стать участником этого рынка. Более того, мы уже работаем над созданием инфраструктуры для учета цифровых активов и пост-трейдингового обслуживания». Также в пресс-службе подчеркнули, что свою главную задачу, помимо организации торгов, биржа видит в том, чтобы «обеспечить понятность активов для инвесторов и защиту их интересов».