Сбербанк вывели из-под действия закона о докапитализации на 1 трлн руб.
В пятницу, 19 декабря, Госдума приняла сразу в трех чтениях закон о докапитализации банков через АСВ на 1 трлн руб. Законопроект был внесен на рассмотрение нижней палаты накануне и в тот же день был одобрен думским комитетом по бюджету и налогам. Авторы проекта закона пояснили, что докапитализация потребовалась банковской системе из-за резкого падения котировок российских акций, национальной валюты и закрытого доступа к источниками капитала.
Банки получат до триллиона рублей через облигации федерального займа (ОФЗ), которые будут выделены в качестве субординированного кредита или обменены на привилегированные акции. При этом банк сможет получить ОФЗ на сумму, равную его капиталу или меньше. Средства, скорее всего, будут учитываться в капитале второго уровня, уточнил заместитель министра финансов Алексей Моисеев.
Гендиректор рейтигового агентства «Эксперт РА» Павел Самиев пояснил РБК, что выделение суммы, равной капиталу, маловероятно – такая докапитализация требуется только в критических случаях. Моисеев также сказал, что речь идет о меньших суммах, а пропорция один к одному установлена лишь в качестве теоретической максимальной величины. Суммарный капитал ВТБ и Газпромбанка превышает триллион рублей. Моисеев подчеркнул, что средства достанутся не только этим двум банкам, правительство будет рассматривать заявки всех желающих.
Министр финансов Антон Силуанов заявил, что на докапитализацию могут рассчитывать системно значимые банки. Однако, по словам источника РБК, близкого к ЦБ, Банк России считает, что круг получателей помощи может быть расширен за счет банков, которые докажут эффективность ее использования, например представят планы по кредитованию реального сектора.
Банки, получившие ОФЗ в капитал, будут платить дивиденды государству по акциям, которые они отдадут в обмен на ОФЗ, рассказал РБК источник, близкий к ЦБ. Их размер может составить 9,5%, однако эта цифра все еще обсуждается. Критерии отбора банков, которые получат ОФЗ, будут утверждаться советом директоров АСВ. Эти критерии сейчас разрабатывают правительство и Банк России.
Единственный, кто точно не сможет претендовать на долю из триллиона – это Сбербанк. Его докапитализирует Банк России на тех же условиях, что и другие банки. Об этом сообщила глава думского комитета по финансовому рынку Наталья Бурыкина.
«С учетом размера Сбербанк мог бы выбрать большую часть из предложенного триллиона, вероятно, с этим связано решение докапитализировать его отдельно», – говорит главный экономист ФГ БКС Владимир Тихомиров.
Аналитик БКС Ольга Найденова уверена, что дополнительная капитализация Сбербанку не понадобится: ему будет достаточно конвертации субординированного кредита от ЦБ, полученного в кризис 2008–2009 годов в вечный долг, которую банк рассчитывает провести до конца года. Эта операция увеличит достаточность капитала первого уровня приблизительно на 2 п.п. По данным отчетности банка по международным стандартам за третий квартал, показатель достаточности капитала (Н1) Сбербанка составляет 10,1%.
В начале ноября глава Сбербанка Герман Греф говорил, что Сбербанк не нуждается в докапитализации за счет госсредств. «Нам не нужен капитал, у нас все в порядке», – отметил Греф, отвечая на вопрос, обсуждало ли руководство банка с правительством возможность докапитализации.
Главный экономист АФК «Система» Евгений Надоршин уверен, что докапитализация – это не единственное, о чем сейчас надо думать государству в плане поддержки банковской системы. Докапитализация банков не может проходить сама по себе, считает Надоршин, параллельно надо расчистить балансы банков от плохих активов. Без этого докапитализация продолжительного позитивного эффекта иметь не будет. «Если балансы не расчистить, то при улучшении ситуации в экономике банковская система может не суметь поддержать рост даже при хороших формальных нормативах», – предупреждает Надоршин.