В ЦБ назвали основной канал незаконной обналички
Большая часть операций по незаконному обналичиванию проводится в настоящее время с помощью банковских карт, заявил журналистам руководитель департамента финансового мониторинга и валютного контроля ЦБ Юрий Полупанов. В то же время объем обналички через платежные терминалы значительно снизился.
«Сейчас лидирующим является сегмент банковских карт, он занимает 70–80% из всего объема незаконного обналичивания. После того как мы провели работу с платежными агентами и терминалами, там объем сомнительных операций снизился, он перешел в сегмент карт», — пояснил Полупанов (цитата по Banki.ru).
Ранее ЦБ сообщал, что в 2015 году объем незаконно обналиченных средств сократился по сравнению с предыдущим годом на треть, до примерно 400 млрд руб. По словам Полупанова, «локализация» сегмента банковских карт позволит еще сильнее подорвать позиции организаторов незаконного обналичивания.
«После локализации этого сегмента мы не видим другой инфраструктуры, чтобы получить этот объем», — отметил представитель ЦБ.
В середине марта 2016 года ЦБ потребовал от коммерческих банков активизировать борьбу с веерным обналичиванием с использованием премиальных банковских карт, лимиты выдачи наличных по которым существенно выше установленных для обычного «пластика».
При использовании «веерной» схемы компании-посредники под разными предлогами (оплата услуг, займ и т.д.) переводят деньги со своих счетов на счета, к которым привязаны карты подставных граждан. Те же заранее передают полученные в банках карты и пин-коды к ним сборщикам, которые в нужный момент снимают наличные в банкоматах.
В направленном банкам письме ЦБ призвал отключать сомнительным клиентам дистанционные каналы обслуживания, ввести запрет на повторное открытие счетов и выдачу карт и снизить лимиты снятия по премиальным картам.
Ранее основным каналом обналички считались платежные терминалы, изъятые из которых деньги в нарушение закона зачислялись не на специальные, а на обычные расчетные счета. Однако в сентябре 2015 года Полупанов сообщил, что ЦБ удалось добиться практически полной инкассации средств из терминалов на спецсчета.
«Сейчас QIWI — 98%, DeltaPay — 99%. Все, кто были в диалоге, выполнили обязательства, свыше 95%», — пояснил тогда руководитель департамента финансового мониторинга и валютного контроля ЦБ.
В начале 2016 года зампред Центробанка России Дмитрий Скобелкин рассказал, что увеличение сложности операций по незаконному обналичиванию средств привело к пятикратному росту цен на такие услуги (с 2-3% до 15%). Скобелкин отметил, что банки теперь воспринимают обналичку как «опасный бизнес» и боятся ей заниматься.