Набиуллина оценила вероятность будущего мирового кризиса
Банк России оценивает вероятность наступления мирового финансового кризиса «как очень низкую», сообщила в интервью РБК глава ЦБ Эльвира Набиуллина. Сценарий такого развития событий в 2023 году в числе альтернативных Банк России описал в проекте «Основных направлений денежно-кредитной политики».
«В сценарии указан 2023 год, но он абсолютно условный и нужен, чтобы показать на трехлетнем прогнозном периоде, какие могут быть последствия, если этот сценарий реализуется. Подчеркну, его вероятность мы оцениваем как очень низкую», — сказала Набиуллина. «Это ни в коем случае нельзя рассматривать как какое-то предсказание кризиса», — добавила она.
Глава ЦБ считает, что разразившийся в 2020 году пандемический кризис стоит особняком и не связан с экономическим циклом. «Мы сейчас видим, как долги накопились во многих странах, и многие опасаются, что уже есть пузыри, а стоимость финансовых активов не отражает стоимость рисков. Мы видим, что в условиях мягкой денежно-кредитной политики такие негативные последствия есть. И поэтому сочли уместным показать, как может разворачиваться уже циклический глобальный кризис и какой будет реакция Центрального банка на него», — объяснила председатель Центробанка.
«2023 год может начаться с массовых продаж рисковых активов на финансовом рынке и обострения долговых проблем в странах с формирующимся рынком, особенно в тех, которые накопили значительные долги в иностранной валюте», — описывал ЦБ кризисный сценарий в документе, не раскрывая, на каких рынках могут возникнуть пузыри. Сценарий предполагает, что средняя цена нефти снизится до $40 за баррель в 2023 году — против более $70 сейчас, ВВП России по итогам года уменьшится на 1,4–2,4%, а ЦБ придется поднять ключевую ставку до 8,3–9,3%, чтобы притушить эффекты глобальной инфляции и ослабления рубля.
Набиуллина обратила внимание на то, что ЦБ изменил подходы к сценариям, которые описываются в основных направлениях ДКП. «Раньше были сценарии хороший, плохой и средний, причем обычно плохой сценарий — это низкая цена на нефть, а хороший — высокая. Хотя долгосрочно не факт, что высокая цена — это самый оптимальный сценарий», — пояснила Набиуллина.
«Безусловно, мы не можем предугадать, как будет развиваться ситуация. Подвидов сценариев может быть много в зависимости от разных факторов. Но наши модели, как нам кажется, позволяют показать, как будет вести себя денежно-кредитная политика, если разные типы рисков реализуются, и дать некоторую предсказуемость участникам рынка», — заключила глава Банка России.