В Таджикистане закрыли все обменные пункты валюты
В Таджикистане принято решение приостановить работу всех пунктов обмена валюты для физических лиц. В сообщении Национального банка Таджикистана отмечается, что решение об этом принято «с целью обеспечения устойчивости внутреннего валютного рынка, стабильности курса сомони [национальная валюта Таджикистана] и защиты интересов клиентов кредитных организаций».
Начиная с пятницы купить наличную иностранную валюту в Таджикистане смогут только клиенты местных банков, а также граждане, указавшие при совершении сделки все идентифицирующие их данные.
Месяцем ранее Нацбанк Таджикистана объявил о том, что прекращает продажу долларов через обменные пункты и намерен проводить интервенции на валютном рынке исключительно через коммерческие банки. В Нацбанке пояснили, что причиной принятия такого решения стало использование продаж наличной валюты для манипуляций валютным курсом, отмечает регулятор. «Наблюдения показали, что в последние три дня люди в панике начали покупать доллары без необходимости, что привело к росту курса доллара. В связи с этим руководство Национального банка Таджикистана призывает людей не покупать без необходимости доллар и хранить свои сбережения в национальной валюте», — отмечалось в сообщении Нацбанка.
На мартовской пресс-конференции, посвященной ситуации на валютном рынке, зампредседателя Нацбанка Джамшед Юсуфиен объяснил девальвацию национальной валюты осложнением политической обстановки в регионе и санкциями против России, которая является основным экономическим партнером Таджикистана. Он также сообщил, что для стабилизации финансового рынка Нацбанк ежедневно продает от $1,5 млн до $3 млн и продолжит контролировать курс сомони, не допуская его резких изменений.
Тем не менее во второй половине марта — начале апреля 2015 года снижение курса сомони ускорилось. С начала января и до середины марта официальный курс сомони к доллару снизился на 4,1%, однако к сегодняшнему дню падение составило уже 15%. Вместо 5,3 сомони за доллар установленный сегодня официальный курс составляет уже 6,1 сомони за доллар. В банках же реальный курс продажи валюты заметно выше, доллары они продают по 6,3–6,4 сомони.
В январе 2015 года в отчете Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) отмечалось, что резкое уменьшение объемов денежных переводов из России уже привело к обесцениванию валют ряда бывших республик СССР, а в случае разрастания кризиса в России ситуация в экономически связанных с ней странах также будет ухудшаться.
В середине февраля биржевой курс молдавского лея рухнул за один день на 17%, при том что его официальный курс упал к этому моменту с начала года на 25,5%. Азербайджан также в середине февраля отменил привязку маната к доллару, заменив ее бивалютной корзиной доллара и евро, и позволил национальной валюте упасть на 33%.
В феврале 2014 года Национальный банк Казахстана объявил о снижении объема валютных интервенций и сокращении вмешательства в процесс курсообразования. После этого официальный курс тенге за два дня упал примерно на 20% — со 155 до 185 тенге за доллар. Примерно на этом уровне курс удерживается до сих пор, однако эксперты рейтингового агентства Fitch в марте 2015 года сообщали, что тенге ждет новая девальвация.