ЦБ выявил случаи списания бумаг у российских депозитариев за рубежом
Он объясняет это «недружественными действиями» иностранных государствБанк России выявил случаи неправомерного списания иностранных ценных бумаг со счета номинального держателя, открытого российским депозитарием в иностранной организации, ведущей учет бумаг. Это следует из письма регулятора, направленного в адрес участников финансового рынка. РБК ознакомился с содержанием документа, его подлинность подтвердили три участника рынка.
Списание ценных бумаг со счетов в ЦБ связывают с «недружественными действиями иностранных государств, международных организаций, иностранных финансовых организаций, в том числе связанными с введением ограничительных мер в отношении Российской Федерации, российских юридических лиц и граждан».
В ответ на неправомерное списание бумаг Банк России до 31 декабря 2023 года «будет воздерживаться от применения мер воздействия в отношении депозитариев, которым открыты счета депозитария в иностранной организации», за то, что они не смогут отчитаться по списанным ценным бумагам или возместить причиненные депонентам убытки.
С номинального счета какого именно российского депозитария были списаны бумаги, какая иностранная организация провела такое списание и был ли нанесен ущерб владельцам этих бумаг, в письме регулятора не указывается. Также ЦБ не уточняет, о списании каких именно бумаг идет речь. РБК направил запросы в Банк России и Национальный расчетный депозитарий (НРД).
Ранее иностранные депозитарии — Euroclear и Clearstream — заблокировали счет российского НРД из-за введения в отношении него санкций ЕС. В результате российские инвесторы, в том числе неподсанкционные, лишились возможности проводить операции с принадлежащими им иностранными ценными бумагами, а также получать выплаты по ним (дивиденды, купоны, погашения).
Почему иностранные организации могли списать бумаги
Ряд экспертов допускают, что часть бумаг могла быть разблокирована. Несмотря на то что в письме регулятора не указывается, что речь идет именно о взаимоотношениях НРД с европейскими Euroclear и Сlearstream, списание бумаг можно объяснить их частичной разблокировкой, но только в отношении активов нерезидентов, допускает юрист Елена Рязанова.
«По всей вероятности, иностранные регуляторы все же выдают разрешения нерезидентам на разблокировку активов. Они приносят их в иностранные депозитарии, и на основании выданных разрешений происходят списания бумаг», — пишет Рязанова в своем телеграм-канале.
«Даже сам факт блокировки, не говоря уже о получении возможности завершить операции или просто вывести ценные бумаги со счетов подсанкционного лица, может порождать сложности с учетом ценных бумаг и, как следствие, нарушение правил их учета. Вероятно, речь идет именно о подобных нарушениях», — отмечает старший партнер коллегии адвокатов Pen & Paper Антон Именнов.
Партнер адвокатского бюро НСП Александр Некторов тоже считает, что могли иметь место случаи разблокировки российских активов иностранцев, учет которых ведут НРД и европейские депозитарии.
«Насколько я понимаю, не было подано поручение как самого конечного владельца заблокированных ценных бумаг, так и российского депозитария, у которого, в свою очередь, открыт счет в иностранном депозитарии. Что-то похожее несколько месяцев назад делали российские депозитарии в отношении заблокированных иностранными брокерами ценных бумаг российских эмитентов. Правда, делали они это на основании заявления владельца ценных бумаг и специально принятого федерального закона. Аналогичного публичного закона вне российской юрисдикции не принималось. Соответственно, либо ценные бумаги списаны в результате исполнения лицензии Казначейства Бельгии или Минфина Люксембурга о разблокировке ценных бумаг, либо это что-то похожее на неправомерные действия иностранного депозитария», — рассуждает он. При этом второй вариант Некторов считает маловероятным.
Скорее всего, кому-то из иностранцев удалось получить разрешение национальных органов и иностранные депозитарии произвели операции по переводу ценных бумаг и денежных средств без поручений со стороны российских лиц, заключает он. Источник РБК на финансовом рынке также говорит, что речь может идти именно о разблокировках активов иностранцев, а не о возвращении доступа к активам россиян.
Российские брокеры, ответившие на запрос РБК, не подтвердили фактов разблокировки бумаг своих клиентов. Не было зафиксировано и случаев неправомерного списания их бумаг иностранными контрагентами. «Со счетов номинального держателя нашего депозитария, открытых в иностранных депозитариях, никаких списаний без поручений не было», — указал представитель брокера «Цифра». Об отсутствии случаев списания бумаг клиентов РБК также сообщили брокеры «ВТБ Инвестиции», «Финам» и «ИВА Партнерс».
«Вопрос не связан с разморозкой активов клиентов, заблокированных на счетах НРД в Euroclear и Clearstrem. Информация касается особенностей проведения отдельных стандартных корпоративных действий в иностранных юрисдикциях», — сообщил РБК представитель НРД вечером 17 января, после публикации материала. Впрочем, НРД не единственный российский депозитарий, который взаимодействует с Euroclear и Clearstrem.
Ранее Еврокомиссия называла условия, при которых могут быть разблокированы активы россиян. Одним из этих условий было получение разрешения от европейских регуляторов, которым подчиняются Euroclear и Clearstream, — от министерств финансов Бельгии и Люксембурга соответственно. В конце 2022 года оба ведомства опубликовали такие разрешения, что позволило и самому НРД, и российским брокерам направить заявки на перевод активов клиентов из Euroclear и Clearstream в другие депозитарии для восстановления доступа к ним.
В Минфине Бельгии подтвердили получение таких заявок и работу над ними, но о случаях разблокировки активов российских клиентов пока официально не сообщалось.