Западные СМИ назвали «драматическим» решение ЦБ о повышении ставки
Bloomberg пишет, что глава ЦБ Эльвира Набиуллина столкнулась с существенными сложностями в своей задаче возвращения доверия к финансовой системе на фоне крупнейшего за шесть лет оттока капитала и санкций. Нефть марки Brent утром 16 декабря на торгах в Лондоне опустилась ниже психологически важной отметки в $60 и стоит $59,90, отмечает агентство. С начала года ЦБ потратил свыше $80 млрд на замедление падения стоимости рубля.
The Wall Street Journal представила читателям комментарии российских трейдеров и банкиров. «Этот шаг [повышение ставки] показывает, насколько сильно ЦБ отстал от событий. Если ЦБ позволяет валюте за день дешеветь на 10%, то это служит очевидным сигналом, что он утратил контроль над ситуацией. Под вопросом находится его репутация надежность», – приводит газета слова аналитика Standard Bank Тима Эша.
WSJ также опубликовала таблицы, из которых следует, что в условиях снижения нефтяных цен и падения рубля инвесторы все активнее вкладывают средства в облигации американского Казначейства. Если в начале года ставка по ним достигала 3%, то к декабрю снизилась до 2,117%.
The Financial Times начала свою заметку о повышении ЦБ ставки с новостей об утреннем росте курса рубля по отношению к доллару на 8%. Это позволило отыграть хотя бы часть вчерашнего снижения стоимости российской валюты на целых 10%. Мнения опрошенных изданием аналитиков о действенности политики Банка России разошлись. Если главный экономист Capital Economics по развивающимся странам Нил Ширинг полагает, что регулятор вернул себе инициативу во время валютного кризиса, то главный аналитик Danske Bank Ларс Кристенсен обращает внимание на продолжающееся падение нефтяных цен. Если эта тенденция сохранится, отмечает он, то у ЦБ будут сложности со стабилизацией рубля. FT также напомнила, что ранее в этом году к резкому повышению ставок прибегали ЦБ других развивающихся стран – Бразилии и Турции.
Reuters начал свой текст с указания на рост рублевого курса после ночного решения ЦБ. Правда, агентство поместило эту новость в больший по объему сюжет о падении курсов валют азиатских государств после очередного снижения нефтяных цен и неблагоприятных прогнозов о снижении темпов роста китайской промышленности. «Суть заключается в том, что для стабилизации рубля должны нормализоваться нефтяные цены. В этих условиях действия ЦБ вполне оправданны», – сказал глава инвестиционного управления рынков развивающихся стран UBS Wealth Management Хорхе Марискаль.
Французские СМИ более сдержанно отреагировали на повышение ЦБ ставки и сопутствующие скачки курсов. Le Monde, например, ограничилась сообщением Банка России. Экономическая Les Echos представила более подробный текст, в котором объяснила падение курса рубля санкциями и дешевеющей нефтью. По подсчетам издания, с начала декабря Банк России потратил на поддержку рубля €5,9 млрд «без особого успеха», отметили в газете. Le Figaro предупредила, что дешевеющая нефть станет политическим вызовом для президента Владимира Путина. Издание напомнило, что российский бюджет на 2015 год сверстан с прогнозом цен на нефть в $100 за барр. Нефтяная выручка формирует до четверти бюджета страны. «Рубль находится в свободном падении, его стоимость определяется только страхом», – приводит Le Figaro слова специалиста по российской экономике Криса Уифера из компании Macro Advisory. Нормальные законы экономики больше не работают – и именно это представляет наибольшую опасность, полагает он.
«Попытка спасти рубль не принесла результата, рубль снова скользит вниз» – статью с таким заголовком опубликовала сегодня утром немецкая деловая газета Handelsblatt. Издание отмечает, что для поддержки национальной валюты российский ЦБ пошел на «драматическое» повышение ключевой ставки, однако эффект от этой меры «быстро выдохся». Для и без того «больной» российской экономики такой шаг для повышения привлекательности национальной валюты станет ударом, замечает Handelsblatt, поскольку высокие процентные ставки, скорее всего, негативно скажутся на уровне инвестиций и потребительских расходах.
«Радикальный шаг [повышение ключевой ставки] стал реакцией на кризис рубля, который в последнее время драматически обесценился из-за низких цен на нефть и введенных Западом санкций», отмечает онлайн-версия немецкого еженедельника Der Spiegel.