Банки ускорили сворачивание бизнеса в Лондоне из-за Brexit
Крупные инвестиционные банки, разместившие европейские штаб-квартиры в Лондоне, начнут процесс вывода штата из Великобритании в течение нескольких недель после того, как премьер-министр страны Тереза Мэй запустит процедуру выхода страны из Евросоюза, рассказали Bloomberg источники, знакомые с планами четырех крупных кредитных организаций. Еще недавно банки заявляли, что понаблюдают за ходом переговоров между Лондоном и Брюсселем прежде, чем принимать решения о сроках перевода сотрудников и их количества, отмечает агентство.
Страх перед неопределенностью
Базирующиеся в Лондоне банки имеют так называемые права паспортизации, которые позволяют им работать в Европейской экономической зоне (ЕЭЗ, включает все 28 стран ЕС, а также Исландию, Норвегию и Лихтенштейн). По словам собеседников агентства, которые попросили не раскрывать их имена, руководители банков встревожены отсутствием плана по сохранению у Великобритании статуса глобального финансового центра и готовятся к тому, что Сити лишится свободного доступа к ЕЭЗ, что закроет для них возможности работы на общеевропейском рынке. По словам собеседников Bloomberg, банки хотят создать новые или дополнительные офисы в ЕС до конца переговоров о выходе Великобритании из блока.
Формальные переговоры должны стартовать в начале 2017 года и продлиться два года. Для начала процесса переговоров британское правительство должно до конца года подать в Брюссель официальное заявление о выходе из ЕС в рамках статьи 50 Лиссабонского договора. Евросоюз требует от Терезы Мэй сделать это как можно скорее, считая, что «любая задержка только неоправданно продлит неопределенность». Со своей стороны Мэй заявила, что сделает это не раньше 2017 года, так как новому британскому правительству нужно время на подготовку к переговорам.
«Весь этот год уйдет на понимание потенциальных сценариев, вариантов и возможных планов, — рассказал агентству руководитель направления по вопросам Brexit в PwC Эндрю Грей, который консультирует банки по вопросам их работы после референдума в Великобритании. — Для выполнения некоторых планов требуется время, и компании не могут ждать до января 2019 года, а риски не дают заниматься бизнесом».
Переговоры без оптимизма
В то время как Мэй заявляла, что будет добиваться сохранения за Лондоном «паспорта» ЕС, банкиры и юристы полагают, что ей будет тяжело добиться уступок от западных партнеров, до сих пор не оправившихся от результатов референдума, отмечает Bloomberg. По словам собеседников агентства, топ-менеджеры банков разочарованы тем, что спустя семь недель после голосования британские министры, ответственные за переговоры с ЕС, говорят, что они могут сохранить преимущества от присутствия на едином рынке без введения свободного въезда в страну для граждан ЕС.
Учитывая ограниченное число направлений для перевода бизнеса (ранее потенциальной заменой Сити называли Франкфурт, Дублин, Париж, Амстердам и Люксембург) и дефицит подходящих объектов недвижимости в этих городах, банки начали конкурировать друг с другом за то, чтобы завладеть лучшими офисными пространствами для сотрудников, которых они переведут из Великобритании, пишет Bloomberg. Кроме того, отмечает агентство, банки хотят занять первое место в очереди к местным регуляторам, выдающим разрешения на ведение бизнеса.
В число крупнейших иностранных банков, имеющих офисы в Лондоне, по данным Financial Times, входят BNP Paribas (2,5 тыс. сотрудников), Goldman Sachs (5,5 тыс.), Bank of America Merrill Lynch (4,5 тыс.), Nomura (2,6 тыс.), Deutsche Bank (7 тыс.), UBS (4 тыс.), RBS (2 тыс.), Societe Generale (2,8 тыс.), Credit Suisse (5,5 тыс.), Barclays (8 тыс.), HSBC (5 тыс.), Morgan Stanley (5 тыс.), JP Morgan (8 тыс.) и Citi (7 тыс.).
Особенно остро проблема вероятной изоляции Лондона от ЕС стоит для крупных американских банков, отмечает Bloomberg. Значительную часть получаемой им выручки в Европе приносит обслуживание клиентов из ЕС, в Лондоне работают 87% сотрудников европейских подразделений американских инвестбанков.
Незадолго до референдума глава американского JP Morgan Chase & Co Джейми Даймон заявил, что в случае выхода Великобритании из ЕС банк переведет из Лондона на континент 4 тыс. служащих. Morgan Stanley, отмечает агентство, может перевести около 1 тыс. сотрудников. Не исключают перевода штата также Goldman Sachs и Citigroup. Европейские банки, включая HSBC и Deutsche Bank, рассматривают возможность перевода бизнеса или сотрудников во Францию и Германию.
Как подчеркивает Bloomberg, банк не может перевести персонал из Лондона мгновенно: сначала он должен зарегистрировать новое юридическое лицо с головным отделением в ЕС, затем обратиться к местному регулятору с запросом о предоставлении банковской лицензии и получить разрешение на использование внутренней модели для расчета суммы требований к капиталу.
Российские «дочки» ставят на рост
Российские банки, активно работающие в Лондоне, пока не видят поводов для корректировки своих стратегий в связи с Brexit. «Планов по изменениям работы офиса Sberbank CIB в Лондоне нет. Объем операций в нашем лондонском офисе не сократился. Напротив, мы видим положительную динамику по сравнению с предыдущим годом», — сказал РБК вице-президент Sberbank CIB, руководитель департамента глобальных рынков Андрей Шеметов.
«Для выхода Британии из Евросоюза потребуется не один год, поэтому мы не собираемся в среднесрочной перспективе пересматривать стратегию лондонского офиса, переносить его в другую юрисдикцию или сокращать там штат», — сказал главный исполнительный директор BCS Global Markets Роман Лохов. Он уточнил, что 20% российского биржевого оборота БКС идет через лондонский офис, что приносит компании 30% доходов институционального бизнеса.
В планах «Открытия Капитал» также увеличение объемов бизнеса в Великобритании. «Мы продолжаем наращивать наше присутствие на этом рынке, однако отслеживаем развитие ситуации, чтобы реагировать на происходящие изменения», — сказал управляющий директор, руководитель бизнес-блока инвестиционной компании Сергей Суханов.
В «ВТБ Капитале» и Альфа-банке сообщили, что Brexit не повлиял на работу их офисов в Лондоне, однако комментировать ближайшее будущее британских подразделений отказались.