Костин прокомментировал санкции Украины против «дочек» российских банков
Решение о введении санкций в отношении «дочек» российских банков принято в Киеве по политическим мотивам и наносит ущерб экономике самой Украины, заявил журналистам глава банка ВТБ Андрей Костин. Он признал, что работать на Украине российским банкам становится все тяжелее и, похоже, местные власти подталкивают их к уходу.
«Этого, видимо, и хотят украинские власти, но думаю, что это их решение неправильное», — сказал глава ВТБ в кулуарах съезда Российского союза промышленников и предпринимателей в рамках конференции «Неделя российского бизнеса» (цитата по ТАСС).
По словам Костина, новые санкции могут негативно сказаться на стоимости украинских «дочек» российских банков и отрицательно повлияют «на деятельность всех банков, о которых идет речь».
«Когда ты вкладываешь деньги в экономику страны и не можешь даже процент обратно получить, то это создает препятствия для дальнейшей деятельности российских финансовых институтов», — пояснил Костин, отметив, что санкции в отношении российских банков направлены в том числе и на то, чтобы некоторые заемщики не возвращали им деньги.
«Но мы будем стремиться максимально изыскивать средства, для того чтобы банк мог успешно продолжать вести операционную деятельность», — заверил Костин, подчеркнув, что сам банк пока не видит необходимости в ограничениях на выдачу вкладов украинскими «дочками».
«Мы всегда четко выполняли все обязательства, все нормативы, ответственно проводили политику в отношении наших клиентов. Мы их будем поддерживать и дальше», — заявил Костин, отметив в то же время, что в целом ВТБ на Украине придерживается «курса на выход» и еще до конца марта планирует закрыть сделку по продаже принадлежащего ему украинского БМ-банка.
О продаже банка VTB Bank (Украина) говорить, по словам Костина, пока рано, так как ситуация складывается «довольно сложно».
«Нам все-таки хочется, чтобы этот выход не был сопряжен с дополнительными большими потерями, поэтому мы продолжаем работу», — пояснил Костин.
13 марта 2017 года председатель правления VTB Bank (Украина) в интервью украинской газете «Бизнес» заявил, что процесс поиска новых инвесторов для банка может растянуться на два-три года.
«Сейчас акционеры любого украинского банка — как зарубежные, так и локальные — рассматривают опцию продажи бизнеса. Вопрос в том, сколько они готовы потерять при продаже. Это корень проблемы, поскольку на рынке доминируют покупатели. Все понимают: рынок ограничен, конъюнктура не лучшая. Тем не менее есть инвесторы, которых интересует выход на украинский рынок или расширение присутствия», — сказал Вайсман.
Накануне, 15 марта, Совет национальной безопасности и обороны Украины (СНБО) поручил Национальному банку Украины (НБУ) в течение суток подготовить предложения о введении санкций в отношении работающих на Украине банков, в капитале которых есть доля государственных банков России.
Позднее первый заместитель главы НБУ Яков Смолий сообщил, что санкции предлагается ввести в отношении украинских «дочек» Сбербанка, Внешэкономбанка и ВТБ.
«С целью сохранения финансовой стабильности в стране, выполнения украинскими банками с государственным российским капиталом обязательств перед клиентами [Нацбанк] предлагает применить санкции в виде предупреждения вывода капитала за пределы Украины», — сказал Смолий.
По его словам, запрет будет наложен на любые операции в пользу материнских банков, в том числе предоставление межбанковских кредитов, депозитов, покупку ценных бумаг, запрет выплат дивидендов и другие операции.
В 2016 году, по данным Укрстата, прямые инвестиции российского бизнеса в 2016 году в экономику Украины составили $1,667 млрд, что лишь немногим меньше, чем вложили все страны ЕС. По сравнению с предыдущим годом инвестиции из России выросли примерно в 2,5 раза (было $676,2 млн), что объясняется в первую очередь активными вливаниями российских банков в капитал своих украинских «дочек».
В частности, российский Внешэкономбанк в 2016 году в два приема нарастил уставный капитал подконтрольного ему Проминвестбанк на $865 млн, а банк ВТБ докапитализировал БМ-банк более чем на $65 млн. В том же году был увеличен капитал и другой украинской «дочки» ВТБ — VTB Bank, — в него добавили почти $350 млн, что с учетом трех этапов докапитализации 2014–2015 годов (тогда в капитал банка влили еще 20,5 млрд гривен) увеличило уставный капитал VTB Bank в шесть раз, до 34,2 млрд гривен (примерно $1,3 млрд). В сообщении банка проведенная в несколько приемов докапитализация была названа «крупнейшей докапитализацией коммерческого банка за всю современную историю банковской системы Украины».
Однако уже в мае 2016 года Костин заявлял, что ВТБ не видит возможностей для развития своего бизнеса на Украине и может его продать.
«Что касается Украины, мы там несем существенные потери. Мы не видим там больших возможностей — как экономических, так и политических. Я думаю, если бы нам выпал такой шанс, мы бы даже продали этот бизнес», — заявил Костин аналитикам на «Дне инвестора» в Лондоне.
В конце марта 2016 года на закрытой встрече с представителями Российского союза промышленников и предпринимателей президент России Владимир Путин не рекомендовал российским бизнесменам продавать украинские активы, отметив, что ситуация на Украине еще может измениться.