Выход по амнистии: стоит ли рассказывать ФНС о своих зарубежных активах
30 июня — последний день, когда можно подать спецдекларацию в ФНС по закону об амнистии капитала. Этот закон, принятый 22 мая 2015 года, предлагает гражданам рассказать ФНС о своих активах за рубежом: счетах в иностранных банках, недвижимости, ценных бумагах, транспорте. Если при их использовании были нарушения законодательства, то государство обещает их простить: не привлекать за них к уголовной или административной ответственности. Подать эту декларацию можно только один раз.
Чем ближе дедлайн, тем больше россиян хотят воспользоваться этим шансом. «Количество поданных деклараций и темпы их подачи в июне выросли в разы по сравнению с предыдущими месяцами», — говорит начальник Управления стандартов и международного сотрудничества ФНС России Дмитрий Вольвач. «Все больше клиентов обращаются к нам за помощью с подготовкой спецдекларации», — добавляет член совета директоров международного агентства недвижимости W1 Evans Ян Яновский.
Заполнить спецдекларацию не так просто: все документы надо перевести на русский язык и нотариально заверить. Есть и сугубо формальные предписания, которым, тем не менее, надо следовать (они перечислены в приложении к закону). В частности, в декларации нельзя ничего исправлять, а при заполнении на компьютере и печати нужно использовать шрифт Courier New. Правда, Вольвач из ФНС уверяет, что это — рекомендации, а не обязательные требования. По его словам, декларацию должны принять, даже если они нарушены. Главное, чтобы выполнялись все требования, перечисленные в п.10 ст.3 закона о добровольном декларировании (каждый лист подписан декларантом, есть опись приложений и т.д.).
Стоит ли подавать спецдекларацию в последний момент?
Аргументы за
Самый очевидный довод в пользу амнистии — присоединение России к стандарту автоматического обмена финансовой информацией (Automatic Exchange of Information или AEOI, подробнее во врезе). Из-за него шанс, что государство уже в 2018 году узнает о счетах своих граждан за рубежом, резко возрастает, говорит Яновский из W1 Evans. «Это надо принять как свершившийся факт», — добавляет партнер UFG Wealth Management Дмитрий Кленов. Отказываясь от добровольного декларирования, вы просто выгадываете два года, что несущественно, замечает руководитель налоговой практики «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» Сергей Калинин.
«Еще один важный момент: налоговая «чистота» упростит ваши отношения не только с российской ФНС, но и с другими юрисдикциями», — полагает управляющий партнер адвокатского бюро DS Law Олег Понамарев. «Если в иностранном банке вы отказываетесь сообщать о своем налоговом резидентстве или не захотите раскрыть номер налогоплательщика, ваш счет могут просто закрыть», — замечает он. Как писал РБК, подобные случаи — не редкость: такое возможно как минимум в Латвии, Швейцарии и на Кипре.
Кому стоит соглашаться на амнистию? Ключевая идея такая: чем проще счет, тем правильнее будет отчитаться по нему в рамках амнистии, говорит управляющий партнер Capital Legal Services Владислав Забродин. Другими словами, если вы используете счет в личных целях, а не для бизнеса со сложной структурой валютных операций, лучше воспользоваться амнистией, поясняет он. Эту точку зрения разделяет и Кленов из UFG Wealth Management.
Главное преимущество амнистии капиталов в том, что она позволяет избежать огромных штрафов за совершение запрещенных законом операций по валютным счетам, говорит юрист практики «Международное право и налоги» компании «Лемчик, Крупский и партнеры» Яна Семеняка. Причем это распространяется на все нарушения, совершенные до даты подачи декларации, следует из закона. Главные риски для владельцев иностранных счетов — валютные: штраф за совершение запрещенных законом операций равен 75–100% от их суммы, напоминает Семеняка. А таких операций много: запрещено все, что прямо не разрешено, добавляет Забродин из Capital Legal Services.
По сути, на иностранные счета россияне могут только переводить средства из других банков (в том числе российских), зачислять проценты по вкладу, вносить наличные и получать прибыль от конвертации средств. Еще на зарубежные счета можно зачислять зарплату, командировочные, социальные выплаты — пенсии, стипендии, пособия. В странах, которые входят в ОЭСР и ФАТФ, дополнительно можно зачислять на иностранные счета займы и кредиты в валюте, доход от сдачи жилья в аренду, купонный доход по ценным бумагам, а также доход от доверительного управления вашими средствами (если ими управляет нерезидент России). Все остальное под запретом.
Что такое автоматический обмен информацией?
Это международный стандарт, который обязывает подписавшие его страны передавать друг другу налоговую и финансовую информацию. Согласно официальному описанию, он заставляет финансовые институты — банки, брокерские, страховые и инвесткомпании — отчитываться об остатках на счетах своих клиентов и движении средств по ним. В том числе надо сообщать о размере полученных процентов по депозитам, дивидендах, доходах от продажи ценных бумаг. Россия присоединилась к этому стандарту 12 мая, помимо нее в AEOI участвуют более 80 стран. Но обмен начнется, только после того как появятся двусторонние договоренности с другими государствами — сейчас у России их нет. Но они, вероятно, появятся к 2018 году. До этого времени Россия может запрашивать в других юрисдикциях только информацию о счетах конкретных граждан.
Аргументы против
С одной стороны, закон гарантирует, что данные из спецдекларации не будут использовать против того, кто ее подал. С другой — он не ограничивает круг тех, кто может иметь доступ к этим данным, рассуждает партнер Paragon Advice Group Александр Захаров. Действительно, нельзя исключать возможность, что результаты амнистии смогут использовать против налогоплательщика — пусть и не напрямую, допускает Кленов из UFG Wealth Management. Например, у вас есть «безобидный» иностранный счет, по которому вы не совершаете запрещенных операций. Если его обнаружит ФНС, то штраф будет сравнительно небольшим — несколько тысяч рублей за отказ сообщить о нем, размышляет Захаров из Paragon Advice Group. А вот подача спецдекларации станет сигналом для налоговой службы, которая может начать искать другие ваши активы за рубежом, добавляет он.
Кроме того, закон гарантирует защиту не всех данных налогоплательщика, указывает Калинин из «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры». Он обращает внимание, что в декларации есть лист, куда можно вписать любые свои активы. Но не факт, что на них будет распространяться гарантия, считает он. Например, нельзя амнистировать закрытые иностранные счета. То есть, если вы расскажете о них, это станет красным флажком, который привлечет пристальное внимание ФНС к вам. Ведь хранить налоговую тайну в этом случае закон не обязывает, заключает Захаров.
Надо помнить и о том, что прощаются далеко не все нарушения законодательства, указывает Яновский из W1 Evans. По его словам, если нарушение попадает под статьи 159 (мошенничество), 171 (незаконное предпринимательство) или 174 (отмывание капитала) УК РФ, то амнистия капитала на него не распространяется.
Наконец, без амнистии лучше обойтись, если вы не нарушали валютное и налоговое законодательство после 1 апреля 2015 года, подчеркивает Захаров. До этой даты срок исковой давности по административным правонарушениям (а нарушение валютного законодательства из их числа) составлял один год. Потом его увеличили до двух лет, рассказывает Понамарев из DS LAW. Так что если вы нарушили закон о валютном контроле после 1 апреля 2015 года, то лучше амнистировать счет: срок давности такого нарушения еще не истек, рассуждает Захаров из Paragon Advice Group.