«Серийные» отправители: почему ЦБ заинтересовали переводы за границу
Банк России рекомендовал участникам рынка усилить контроль за сомнительными трансграничными переводами наличных без открытия банковского счета, так как предприниматели могут использовать переводы средств физлицами для оплаты контрактов на поставку товаров и тем самым избегать валютного контроля, говорится в методических рекомендациях регулятора.
В ЦБ не раскрывают объемы таких переводов. О них можно судить, опираясь на общую статистику, которая учитывает как безналичные переводы, так и переводы с открытием и без открытия счета через кредитные организации, включая осуществленные через системы денежных переводов. Так, за девять месяцев 2018 года трансграничные переводы физических лиц (резидентов и нерезидентов) из России составили $34,5 млрд, говорится на сайте ЦБ.
Признаки сомнительных операций
Внимание Центробанка привлекли трансграничные переводы наличных, которые с минимальными временными интервалами в течение одного дня проводят одни и те же физические лица — так называемые серийные отправители.
Такие переводы, как правило, осуществляются через банковские отделения, расположенные в крупных торговых точках, где не используется контрольно-кассовая техника, или рядом с ними. «Серийные» отправители переводят суммы, превышающие обычные суммы переводов физлиц — зарплаты, подарки, материальная помощь и т.д. Часто средства отправляются нескольким получателям в одни и те же города.
Целью серийных переводов может быть оплата по договору, предусматривающему поставку товара в Россию, считают в ЦБ. Подобная схема может использоваться для сокрытия предпринимательской деятельности и уклонения от учета внешнеторговых контрактов для избежания валютного контроля.
ЦБ проверил отдельные банки, через которые проводились такие переводы (в сообщении регулятора они не названы), и выявил в них «недостаточный уровень противолегализационного контроля», несмотря на «наличие очевидных признаков проведения клиентами сомнительных операций».
«Бизнесмены средней руки»
Денежные переводы через банки без открытия счета могут использоваться как для оплаты серого импорта, так и для переводов физлицами своих денег домой — в Китай или Среднюю Азию, говорит сопредседатель комитета Ассоциации российских банков по вопросам отмывания средств и комплаенс-рискам Алексей Тимошкин.
Основными выгодоприобретателями подобных схем являются бизнесмены средней руки, которые переводят наличные как оплату за поставки товаров из ближнего зарубежья небольшими и средними партиями, считает партнер юридической компании «Рустам Курмаев и партнеры» Дмитрий Горбунов. Например, это могут быть переводы продавцов сельскохозяйственной продукции из стран СНГ, привел пример директор отдела консультирования по управлению рисками КПМГ Фаррух Абдуллаханов. Также есть вариант, когда один человек, так называемый бухгалтер группы, отправляет на родину часть зарплаты работающих в России иностранцев в адрес их семей, отметил эксперт.
По словам замруководителя практики имущественных и обязательственных отношений юридической компании «Амулекс» Галины Гамбург, практика переводов без открытия банковского счета не очень распространена и удобна. «При необходимости перевести большие суммы их придется дробить», — замечает эксперт. Для резидентов действует ограничение по переводам без банковского счета — в течение одного операционного дня они в сумме не должны превышать $5 тыс.
Какие банки осуществляют переводы без открытия счета
Функционал крупных банков, в том числе и Сбербанка, позволяет проводить операции без открытия счета, говорит вице-президент ФБК Алексей Терехов. «Разветвленная сеть банкоматов, которые не только принимают денежные средства, но и выдают, удобный интерфейс интернет-платежей с переводом со счета на счет вполне себе позволяют осуществлять операции без открытия счета или переводить средства между физлицами», — отмечает эксперт. По его словам, стоит обратить внимание не на то, что есть плохие физлица, а на то, что банки должны ужесточить требования к физическим лицам и в том числе контролировать такие операции.
«ВТБ не осуществляет трансграничные переводы наличных денежных средств без открытия банковского счета», — сказали РБК в пресс-службе банка. В Сбербанке отказались от комментариев. В Райффайзенбанке заверили, что при выполнении комплаенс-процедур банк действует в строгом соответствии с законодательством и внутренними нормативными документами.
«Подвижная субстанция»
Рекомендация ЦБ не приведет к системным изменениям, говорит Алексей Тимошкин. «Банк России обращает внимание на рисковые зоны у некоторых точек продаж банков, которые находятся рядом с рынками. Нужно внимательнее относиться к таким операциям», — объясняет эксперт.
Чтобы отследить подобные операции, банки могут использовать анализ больших данных, выявлять систематические операции групп клиентов и присваивать им уровни риска, говорит Фаррух Абдуллаханов. Также можно сформировать тарифную политику в зависимости от уровня рисков операций или контрагентов, добавляет он. Банки уже обязаны выявлять подозрительные операции своих клиентов, напоминает Горбунов. «При наличии единой операционной программной платформы отследить [такие операции] возможно», — считает он.
Терехов не исключил, что, учитывая внимание регулятора, могут появиться дополнительные требования к физическим лицам при переводах без открытия счета — например, может быть сокращена величина таких переводов или введено требование полной идентификации отправителей средств.
Если канал оплаты серого импорта через физлиц будет перекрыт, это ударит по бизнесу и какая-то часть предпринимателей будет вынуждена перейти в легальный сектор, но теневая экономика — это «подвижная субстанция». «Она постоянно ищет обходные маневры», — говорит Тимошкин. По его мнению, с точки зрения макроэкономики регуляторные ограничения «просто повышают системные издержки на ведение нелегального бизнеса». «Перекрыли один канал — появятся два других», — предрекает эксперт.
Рынок теневой торговли
Банк России назвал розничную теневую торговлю основным каналом для вторичного нелегального обращения наличности вне банковского сектора. Объем теневой розничной торговли только в Москве ЦБ оценивал в 600 млрд руб. в месяц, а крупнейшими операторами по обращению наличности, по данным регулятора, являются столичные рынки ТЦ «Москва» (Люблино), ТК «Садовод» (на юго-востоке столицы у МКАД) и «Фуд Сити» (Калужское шоссе, Новая Москва). Как сообщал в апреле 2018 года директор департамента финансового мониторинга и валютного контроля Банка России Юрий Полупанов, зачислений на счета банков там практически не наблюдается, а 90% торговых операторов — китайские производители и торговцы. В таких точках для вывода средств используются и криптовалюты, предупреждал ЦБ.