Татфондбанку прописали три сценария финансового оздоровления
РБК стали известны три сценария финансового оздоровления Татфондбанка. Спасение с использованием средств ЦБ и основного акционера банка — структур правительства Республики Татарстан — лишь один из вариантов. Два других — санация с участием банка АК БАРС или санация с участием третьей стороны, связанной с властями Татарстана, но не принадлежащей ни к числу акционеров банка, ни к финансовым организациям. В среду, 14 декабря, власти Татарстана должны представить свои детальные предложения по оздоровлению банка Центробанку.
Первый вариант предусматривает, что ЦБ выделит кредит в размере 75% от общего размера финансовой помощи, необходимой Татфондбанку. А оставшуюся часть средств даст основной акционер банка — правительство Республики Татарстан, рассказали РБК два источника. Сейчас через прямое и непрямое участие республике принадлежит 45% акций Татфондбанка. По словам одного из собеседников РБК, речь идет о сумме почти в 80 млрд докапитализации (с учетом «дыр» в двух санируемых Татфондбанком кредитных организациях — Тимер-банке и банке «Советский») и ликвидации разрыва в ликвидности, произошедшего за декабрь в результате оттока средств клиентов еще на 7–8 млрд руб.
Однако данный вариант не устраивает правительство республики, которое рассчитывает оставить за собой контроль в банке, пояснил собеседник издания. Кроме того, республика по-прежнему не настроена вкладывать дополнительное финансирование в Татфондбанк, отмечают собеседники издания.
Согласно второму варианту санатором Татфондбанка должна выступить крупнейшая кредитная организация региона и входящий в топ-20 российских банков по активам банк АК БАРС. Но в этом случае может возникнуть юридическая нестыковка, отмечает источник. Согласно закону о банкротстве санация предусматривает смену собственника компании-должника. Фактически такими собственниками должны стать акционеры банка АК БАРС. Однако, Республике Татарстан в АК БАРСе принадлежит более 54,8%. Получается, что формально смены не произойдет. Хотя в этом варианте многое зависит от того, насколько формально готов отнестись к этому ЦБ. Кроме того, отношения между банками не самые лучшие. По сведениям РБК, у АК БАРСа, как и у других участников рынка, закрыт межбанк на родственный Татфондбанк.
Третий вариант предполагает, что санатором Татфондбанка может стать компания, опосредованно связанная с действующими собственниками, но не входящая в число действующих акционеров и не являющаяся банком. Последнее позволяет избежать риска дополнительной нагрузки на нормативы санатора.
Снежный ком
На возможную смену собственников в Татфондбанке указывают и аналитики рейтингового агентства Standard & Poor's, которое 13 декабря понизило долгосрочный и краткосрочный кредитные рейтинги банка с В/В до ССС-/С. «По нашему мнению, в случае принятия плана финансового оздоровления, структура собственности банка может измениться, соответственно, мажоритарный акционер может быть уже не мажоритарным», — пояснил РБК ведущий кредитный аналитик S&P Сергей Вороненко.
Власти Татарстана тем временем сделали первое заявление после резкого ухудшения ситуации в Татфондбанке. Как заявил глава республики Рустам Минниханов, правительство Татарстана поддержит Татфондбанк «по мере своих возможностей». Однако вчера же он заявил о невозможности реализации сценария с АК БАРСом. Таким образом, акционеры банка не добавляют стабильности и так к непростой ситуации.
Тем временем она продолжает стремительно развиваться. 13 декабря банк не смог исполнить оферту по выпуску биржевых облигаций БО-14 и допустил технический дефолт. Размер неисполненных обязательств составляет почти 1,9 млрд руб. Сейчас доходность этого выпуска, который входит в ломбардный список ЦБ, составляет 70% от номинала. Между тем банк — активный участник долгового рынка. Всего же у него имеются выпуски рублевых долговых бумаг в объеме около 12 млрд и три выпуска евробондов на сумму $190 млн.
Сам банк, ранее ограничивший выплату вкладов и сокративший часы работы своих отделений, объявил, что до конца этой недели «приостанавливает расчетно-кассовое обслуживание клиентов для разработки и реализации комплекса мер по восстановлению ликвидности».
Неопределенное будущее
Опрошенные РБК аналитики затрудняются оценить, какой из вариантов поддержки Татфондбанка может быть выбран. «Регулятор подобные решения всегда принимал в режиме ручного управления. В этом году неопределенности добавило еще и то, что поменялись лица, принимающие решения (в ЦБ недавно лишились своих должностей курировавшие надзор и санацию первый зампред Алексей Симановский и зампред Михаил Сухов. — РБК), а летом ЦБ начал менять правила проведения санации», — говорит главный экономист «ПФ Капитал» Евгений Надоршин.
«Сказать точно, какой из вариантов будет выбран сейчас, невозможно. Можно предположить, что Татарстан захочет, чтобы основной объем поддержки пришел от ЦБ, а контроль над банком остался де-факто за регионом или родственной структурой. Но ЦБ это может не устроить. Думаю, что переговоры пойдут вокруг этих двух пунктов и будут непростыми», — добавляет директор по финансовым институтам рейтингового агентства Fitch Александр Данилов.
Вместе с тем эксперты отмечают, что наименее вероятной в текущей обостренной ситуации выглядит возможность слияния с АК БАРСом. «Он потребует от правительства республики еще больших средств. Кроме того, нужно время на подготовку такой сделки», — добавил источник.
С учетом всех этих факторов, собеседники РБК не исключают, что для стабилизации фона, пока принимается решение, в банке может быть введена временная администрация — причем уже в конце этой недели. Вместе с тем собеседники издания не исключают, что, учитывая жесткую позицию основного акционера, если ситуация в банке продолжит ухудшаться, может быть применена и крайняя мера — отзыв лицензии.