Инвесторы Промсвязьбанка собрались оспорить списание его долгов в суде
О том, что держатели еврооблигаций Промсвязьбанка (ПСБ) объединяются для судебного взыскания задолженности, РБК сообщил источник на банковском рынке. Ранее, 13 февраля, о намерении инвесторов начать процедуру досрочного взыскания долга сообщило информационное агентство Debtwire. Речь идет о субординированных еврооблигациях (loan participating notes), выпущенных PSB Finance S.A. с погашением в ноябре 2019 года. Бумаги размещались в рамках двух выпусков — объемом $400 млн в октябре 2012-го и $200 млн в феврале 2013 года.
По информации РБК, интересы инвесторов будет представлять компания Baker McKenzie.
Держатели облигаций ПСБ считают, что списание бумаг произведено незаконно, поскольку не оговаривалось в документации выпуска, размещенного по британскому праву в 2012 году, сообщил источник РБК. При этом с 1 марта 2013 года стало действовать новое положение ЦБ 395-П, согласно которому списание субординированного долга происходит при достижении определенных минимумов капитала банка в соответствии со стандартами Базельского комитета по банковскому надзору.
В Промсвязьбанке не ответили на запрос РБК.
Спорный выпуск
PSB Finance S.A. сообщил о списании выпуска 22 января — в связи со снижением капитала Промсвязьбанка до отрицательного значения (минус 134 млрд руб.) в ходе процедуры санации. Списание субординированных обязательств — одно из ключевых условий предоставления банку финансовой помощи за счет средств ЦБ, согласно закону о банкротстве. В общей сложности банк списал субординированные обязательства по пяти выпускам на сумму $1,3 млрд, три из которых были осуществлены после вступления в силу положения 395-П.
На рынке, по данным терминала Bloomberg, остались бумаги на сумму $283,6 млн. «Промсвязьбанк выкупал эти бумаги в рамках нескольких предложений, — напоминает аналитик Райффайзенбанка Денис Порывай. — Сейчас бумага этого выпуска котируется по 10% от номинала. В таких условиях текущим держателям имеет смысл обратиться в суд, поскольку иначе компенсировать свои потери невозможно».
О санации системно значимого Промсвязьбанка было объявлено 15 декабря 2017 года, на этот момент он занимал девятое место по активам. Как писал РБК, это стало третьим случаем применения механизма санации по новой схеме — при прямом участии ЦБ в качестве инвестора с использованием средств Фонда консолидации банковского сектора (ФКБС). Основными бенефициарами банка были братья Алексей и Дмитрий Ананьевы; по данным на момент санации банка, они контролировали 50,03% через голландскую Promsvyaz Capital B.V. Согласно опубликованным 29 января данным на сайте банка, их доля составляла даже больше — 70,05%.
Причинами, резко ухудшившими состояние банка, ЦБ называл кредитование собственников, некачественный капитал и избыточную санационную нагрузку. Банк планируется санировать по ускоренной схеме. Для этого в него сразу была назначена временная администрация ФКБС. Уже спустя месяц уставный капитал был списан до 1 руб., доли текущих собственников размыты. В январе Минфин РФ объявил, что на основе ПСБ будет создан банк для обслуживания гособоронзаказа.
Два случая
Инвесторы Промсвязьбанка идут по пути держателей бондов «ФК Открытие». Часть владельцев этих бумаг на $500 млн, размещенных в 2012 году, объединились, после того как субординированные обязательства были списаны в рамках процедуры санации банка. В октябре 2017 года «ФК Открытие» допустил дефолт по выплате купона на сумму $25 млн, затем компания-эмитент сообщила о списании выпуска в связи со снижением капитала банка до отрицательного значения. Инвесторы «ФК Открытие» уже объединились для участия, сообщила специализированная компания — трасти, получившая в феврале от них инструкцию для начала досрочного взыскания задолженности по бондам (письмо есть у РБК). У Бинбанка, санированного по такой же схеме, что Промсвязьбанк и «ФК Открытие», не было субординированных еврооблигаций.
Списание еврооблигаций «ФК Открытие» и Промсвязьбанка проводилось явно без учета интересов инвесторов, причем эта тенденция продолжится, считают опрошенные РБК эксперты. «Оба банка фактически принадлежат государству, а ЦБ, как непосредственный инвестор, заинтересован в сокращении издержек и любых обязательств банка, позволяющих сбалансировать финансовое состояние банка», — отмечает руководитель практики рынков капитала бюро «Линия права» Олег Бычков.
Перспективы взыскания
Согласно условиям выпуска евробондов Промсвязьбанка, споры должны разрешаться в Лондонском международном третейском суде (London Court of International Arbitration, LCIA). «Суд будет руководствоваться конкретными договоренностями сторон с банком, — отмечает Бычков. — Документация выпуска предусматривает несколько вариантов дефолта, в том числе введение временной администрации. Согласно проспекту, в случае наступления дефолта заемщик (банк) должен выплатить все обязательства по выпуску». Однако будет ли признано таким событием начало процедуры санации Промсвязьбанка и введение временной администрации ФКБС — остается на усмотрение суда, добавляет эксперт.
При этом исполнять решение лондонского суда в России практически бесперспективно, единогласно утверждают эксперты. «Российские суды признают списание субординированных обязательств санированных банков законным даже в случае, когда они возникли до марта 2013 года», — напоминает ведущий юрисконсульт «КСК групп» Денис Ладыгин.
В российском суде подобное дело рассматривалось в отношении субординированных займов банка «Таврический», предоставленных банку в 2009 году. Инвесторы выиграли в двух инстанциях, проиграли в кассационной и обратились в Верховный суд РФ, который счел списание правомерным. «Даже в случае признания лондонским судом права инвесторов на возмещение по бумагам, исполнять решение придется в российском суде, который может не признать это решение как противоречащее публичному праву», — говорит Олег Бычков.
Однако исполнить решение лондонского арбитража можно будет и за пределами России, указывают юристы. «Исполнять решение лондонского суда необязательно в России, где шансы на получение исполнительного листа по такому решению близки к нулю, — отмечает Денис Ладыгин. — Можно обратить взыскание на зарубежные активы Промсвязьбанка — средства на корсчетах в зарубежных банках, другое имущество».
Оборонные особенности
Важным обстоятельством является то, что Промсвязьбанк, который планируется сделать оборонным банком, рискует попасть в будущем под санкции США, если начнет осуществлять «существенные транзакции» в отношении компаний оборонного сектора России. Подписанный президентом США Дональдом Трампом в августе 2017 года закон о расширении антироссийских санкций (CAATSA) ввел целый набор так называемых вторичных санкций — мер против неамериканских лиц, сотрудничающих с запрещенными российскими секторами, проектами и лицами. Госдепартамент США включил в перечень предприятий, операции с которыми находятся под запретом, 39 российских предприятий, концернов, организаций и ведомств. Банкам, которые оказали запрещенное содействие начиная с сентября 2017 года, грозит запрет на открытие или ведение корсчетов в США, то есть фактически изоляция от американской долларовой системы.
Согласно ежеквартальному отчету Промсвязьбанка за четвертый квартал 2017 года, у него открыто девять корреспондентских счетов в европейских и американских банках, пять из которых в долларах США, два в евро, по одному в британских фунтах и швейцарских франках.
Взыскание можно будет осуществить, даже если в отношении банка будут введены санкции и он войдет в список SDN (Specially Designated Nationals And Blocked Persons List, SDN), а его счета за рубежом будут в связи с этим арестованы, уверен Денис Ладыгин. Блокировка средств на корсчетах может быть введена, чтобы банк не использовал их в рамках своей деятельности, в то же время исполнить интересы держателей его бумаг по решению суда будет возможным, поясняет эксперт.