NYT узнала о требовании ООН к экс-сотруднику выплатить $63,6 млн
Организация объединенных наций требует от бывшего помощника заместителя генсека Виталия Ваншельбойма выплатить $63,6 млн из-за неудачных инвестиций средств, сообщает The New York Times со ссылкой на судебные документы. Большая часть этого дела является закрытой, в доступных документах не сказано, как ООН подсчитала сумму его штрафа, отмечает газета.
Штраф связан с решением бывшего заместителя генсека, главы Управления ООН по обслуживанию проектов Грете Фаремо и ее помощника Ваншельбойма вложить около $60 млн в компании, связанные с британским бизнесменом по имени Дэвид Кендрик, с которым Ваншельбойм познакомился на вечеринке, пишет издание.
По данным газеты, Ваншельбойм и Фаремо, «стремясь повысить свой авторитет в ООН», собрали «миллионы для организации», взимая с правительств и других агентств ООН дополнительную плату за строительные работы. Затем они вложили средства в связанные с Кендриком компании.
Инвестиции предназначались для финансирования проектов в области возобновляемых источников энергии и жилищного строительства. Но, согласно отчетам аудита ООН, на которые ссылается NYT, они прошли неудачно. Расследование, проведенное в прошлом году, показало, что ООН окупила лишь около 10% своих инвестиций.
В мае прошлого года Фаремо подала в отставку на фоне расследования о нецелевых расходах. Ваншельбойма уволили в январе этого года после внутреннего расследования. Он подал заявление во внутреннюю судебную систему ООН, в котором сообщил, что его оштрафовали на годовую зарплату и велели лично выплатить $63 626 806, пишет газета. Если он не вернет деньги, он не будет иметь права на получение пенсии ООН, говорится в документах, с которыми ознакомилась NYT.
Ваншельбойм, который, как отмечается в материале, является украинцем, попросил отменить увольнение, штраф и предписание о выплате. Суд проведет виртуальное слушание по этому делу в начале следующего года. Бывшему сотруднику ООН не предъявлено никаких обвинений. Он отказался от комментариев.
NYT пишет, что, согласно правилам ООН, сотрудники могут быть привлечены к возмещению «любых финансовых потерь, понесенных Организацией Объединенных Наций в результате поведения сотрудника». В этом случае департамент Ваншельбойма инвестировал $60 млн, но получил обратно $6,2 млн. Он также передал $3 млн некоммерческой организации, которой руководит дочь Кендрика.
Сам бизнесмен отрицает какие-либо правонарушения. Его адвокат заявил, что компании все еще работают над проектами, финансируемыми ООН, и «достигнут очень значительный прогресс».
Пресс-секретарь генсека ООН Стефан Дюжаррик отказался комментировать это дело, сославшись на внутренний спор и то, что, по его словам, было уголовными расследованиями в Дании и Финляндии — местах расположения офисов ООН, которые занимались инвестициями.
После отставки Фаремо ООН закрыла созданную ей и Ваншельбоймом инвестиционную программу и потребовало от управления по обслуживанию проектов вернуть накопленные средства.
Представительство США при ООН потребовало прозрачности результатов внутреннего расследования в отношении Ваншельбойма и раскритиковало ООН за то, что она не обнародовала больше подробностей о его деле. «Мы приветствуем попытки вернуть потерянные средства», — сказал член представительства США при организации Крис Лу, добавив, что Вашингтон хочет изменений в бизнес-модели и менеджменте управления по обслуживанию проектов.